UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как они обустраивают Крым

Шел второй месяц второй аннексии Крыма Россией. Чемодан без ручки становится все тяжелее…

Автор: Валентина Самар

Порой кажется, что отношение Москвы и Киева к Крыму сегодня почти одинаковое. Первая, аннексировав полуостров, похоже, только начинает считать, сколько же это приобретение будет стоить, из каких резервов покрывать, и шарахается из стороны в сторону в поисках какого-то спасения от давно известных рисков - обеспечения водой, электроэнергией и прокорма территории, где на одного работающего - как минимум пять неработающих.

Киев, десятилетиями живший мифом о том, что эти самые риски непреодолимы, а потому Крым никогда не отделится, никак не определится, - что же теперь со своей "трубой" и "краником" делать: перекрыть или торговать, а если торговать, то не по формуле ли "газа"? Поступать адекватно действиям России Украине невозможно: на территории Крыма живут граждане Украины. Особо думать, вроде и некогда - надо спасать Юго-Восток. И Крым как бы уходит на второй план. И в Женевском соглашении о нем - ни слова…

В это время население Крыма начинает приходить в себя после двух ковровых пропагандистских бомбардировок: сначала "антимайданной" - от технологов ПР, затем "антибэндеровской" - от умельцев Кремля, бивших по головам крымчан более полугода! Многие, особенно в Севастополе, по-прежнему пребывают в состоянии эйфории - Россия о них вспомнила и забрала к себе. Многие, преодолевая тошноту от крутого виража в своей судьбе, оглядываются по сторонам в поиске спасительной для психики картинки. Дающей одним надежду на то, что их сейчас разбудят, и боль от того, что их нагло оккупировали или "сдали", окажется дурным сном. Другие надеются, что однажды утром "временные трудности переходного периода" чудесным образом закончатся, потому как кошмар "утраченные иллюзии" смотреть может не каждый. Особенно, если по трое суток стоять в очереди в единственный принимающий их банк, чтобы заплатить "этим бандитам" налоги. В общем, как писал классик, смеркалось. Шел второй месяц второй аннексии Крыма Россией. Чемодан без ручки становится все тяжелее…

В крымских, теперь почти закрытых, кулуарах власти рассказывают байку: якобы когда Владимиру Путину назвали общую сумму, необходимую сегодня для закрытия всех вопросов по Крыму, - 100 млрд долл., он удивился и запросил "постатейно". Особое изумление вызвало количество пенсионеров - почти 700 тыс. На что кто-то рискнул спросить: "А разве вы не знали?!".

Байка байкой, но главное здесь и сейчас - цена вопроса и способность экономики России переварить крымскую авантюру. Вслух Владимир Владимирович на этой неделе тоже назвал 100 миллиардов, но не долларов, а рублей.

Обнародовать сумму, необходимой на сегодня "помощи Крыму", пришлось в связи с приостановлением реализации ряда госпрограмм: лидер нации заверил народ, что это никак не связано с издержками от присоединения Крыма.

В частности, правительство РФ решило перебросить 31,5 млрд руб. (около 870 млн долл.) с проекта Мурманского транспортного узла (он предусматривал строительство железнодорожной ветки от Мурманского порта, угольного и нефтяного терминалов, а также моста через через р. Тулому) на развитие портов Азово-Черноморского бассейна, в том числе - Феодосии, Севастополя и Керчи.

Путин заверил, что возможное сокращение госпрограмм абсолютно не связано с Крымом, ибо все, что делается и будет делаться в отношении Крыма - только из резервов правительства. "Их у нас на этот год, дополнительных даже резервов,
240 млрд руб. А весь объем помощи Крыму по разным направлениям - не более 100 млрд руб.", - заявил президент России.

Похоже, в Москве начинают сбиваться с "крымского счета". Напомним, что в марте В.Путин уже разрешил перебросить на Крым пенсионные взносы российских граждан в сумме 243 млрд. руб. (около 7 млрд долл.), замороженных в специальном антикризисном резерве бюджета России.

На этой же неделе была озвучена еще одна солидная сумма расходов - на решение проблемы энергозависимости Крыма от Украины. Инвестиции оцениваются ориентировочно в 71 млрд руб., говорится в сообщении Министерства энергетики России. В эту сумму посчитали строительство тепловых электростанций суммарной мощностью до 800 МВт и две высоковольтные линии электропередачи от Анапы до Феодосии. Ранее, правда, предлагалось для поставок энергии в Крым построить ТЭС в Новороссийске. Думаю, варианты еще будут.

Как и в случае с водоснабжением. Как уместно напоминает председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАН Владимир Кашин, цветущим садом Крым стал благодаря Северо-Крымскому каналу и идущей по нему днепровской воде. Киев после аннексии Крыма воду пустил по графику в начале весны. Но она не идет, а тихо струится - Крым, по версии Киева, не платит за воду, и даже соответствующий договор не заключен. "Накапало" уже на 4,5 млн грн. Сергей Аксенов жалуется Путину на политические козни Украины, которые превратят полуостров в пустыню и лишат урожая, но проект договора в Киев таки повезли, правда, только на прошлой неделе. И наконец-то честно признались крымчанам, что решить проблему водоснабжения можно будет только через два-три года.

Правда, еще не определились - как. Продолжают озвучивать идеи о быстрой переброске воды с Кубани через Керченский канал (в том числе по мосту, который еще надо построить). Однако тот же академик Кашин предостерегает: "Перебросить воду из Дона или Кубани нереалистично. Кавказ и Краснодарский край сами испытывают дефицит воды. Тут можно разве что изловчиться, чтобы снабдить водой Керчь, но не более".

Академик предлагает два варианта. Первый - завоз бутилированной воды. "Мы запросто снабжаем бутилированной водой 12-миллионную Москву. И ничего, никаких проблем не возникает, - говорит академик в интервью ИТАР-ТАСС. - Более того, доставка бутилированной воды - хороший бизнес. Литр воды стоит дороже литра бензина, литра молока".

Но основным направлением он называет все-таки опреснение морской воды. По примеру полуострова Мангышлак и Израиля. "Это, правда, потребует больших затрат энергии, но энергетическая проблема для Крыма носит временный характер", - считает глава думского комитета, не знакомый, наверное, с ценой вопроса "энергетической независимости" Крыма.

При этом правительство Республики как-то случайно опровергло наши познания в том, что Крым зарабатывает себе на жизнь половину от потребности. Со слов министра финансов Крыма Владимира Левандовского следует, что только четверть: "В месяц у нас расходная часть около 8 млрд руб. Сам Крым около 2 млрд руб. собирает налогов, около 6 млрд руб. мы получаем финансовой помощи".

В общем, Борису Немцову, похоже, можно пересчитывать стоимость Крыма для России, которую он вывел еще до референдума в особой для России единице измерения: "Крым будет стоить 3 млрд долл. Чечня обходится в 1,5 млрд долл. К России, с точки зрения финансов, присоединяют две Чечни".

"Да, после крымской "Весны" у нас, похоже, будет суровая зима", - сказал на днях коллега из России после разговора с бизнесменами, сетовавшим на то, что экономика замерла, не дожидаясь третьего уровня санкций.

Самая отличительная деталь сегодняшнего Симферополя - очереди, от которых украинцы уже успели отвыкнуть. Огромные толпы нервных людей к пунктам приема заявлений на получение российских паспортов (и в течение месяца - отказа от них), клокочущие очереди к отделениям банков. Украинские банки из Крыма почти все ушли, вслед за ними уходят и крупные российские - не хотят попадать под санкции и терять "дочек" в Украине. Второразрядные из регионов России только выдвигаются. На прием налоговых платежей в Крыму работает только один Черноморский банк развития и реконструкции, сменивший недавно владельцев. Люди приезжают со всего Крыма и сутками стоят в очереди. К "Приватбанку", владельцы которого обвиняют Центробанк России в рейдерском захвате, тысячные очереди желающих получить компенсации вкладов.

"Просто шок!", - говорят крымские банкиры с именем и стажем. - Мы-то думали, россияне в этом плане будут действовать грамотно, показывая нам передовой пример. А здесь просто махновщина".

Нервотрепки добавляет неразбериха с хождением гривни: заявленные законом сроки до 2016 года крымские чиновники уже раза три "отменяли", что приводило к настоящей панике. Реестры не работают, нотариусы не работают, суды как-то работают. Крымские милиционеры, переприсягнувшие России, не работают - выполняют поручения российских полицейских. Перешедшие в ФСБ бывшие сотрудники украинской Службы проходят антикоррупционную (и, наверное, не только) проверку на детекторе лжи.

"Будете служить, где Родина прикажет". Эти слова уже слышали командиры и офицеры, нарушившие присягу народу Украины, контрактники, проходящие сегодня сборы и сдачу норм физподготовки (отличникам доплачивают 40 процентов зарплаты).

Впрочем, учеба и переаттестация ждет всех. Некоторым уже сказали "мы в вас не нуждаемся". Из всех прокуроров городов свое право на должность подтвердили только трое крымских. Говорят, после выборов в руководстве прокуратуры Крыма не останется ни одного местного кадра.

С крымскими депутатами, на долю которых выпала историческая роль по "легализации" всей цепочки аннексии Крыма Россией, Москва тоже решила не церемониться. Несмотря на то, что федеральный закон о вхождении в состав РФ даровал депутатам Госсовета Крыма сохранение полномочий до сентября 2015 года, как и предполагало ZN.UA, выборы пройдут уже этой осенью, в день единого голосования в субъектах федерации - 14 сентября. При этом количество депутатов снижено со 100 до 75 (в соответствии с принятыми в РФ стандартами численности избранников на душу населения). Во-вторых, по некоторой информации, Константинову и Аксенову позволили провести в парламент только очень ограниченные команды своих людей. Кандидатуры остальных им предоставят.

Партийное строительство проходит, можно сказать, непублично. Крымскую ячейку партии власти "Единая Россия" ожидаемо возглавил спикер Владимир Константинов, а вот Сергей Аксенов на учредительном собрании даже не присутствовал. И до сих пор - беспартийный (если не считать никем не ликвидированную партию "Русское единство").

Вторую партию власти, "оппозиционную" "Справедливую Россию" в Крыму пока не доверили никому из местных. Назначенные из Москвы лидерами партячеек в новых "субъектах федерации" депутаты Госдумы Александр Терентьев и Михаил Брячак, как оказалось, уже руководят отделениями партии в Алтайском крае и Псковской области.

Учреждение крымской парторганизации ЛДПР и вовсе прошло почти подпольно. С местным лидером Владимир Вольфович, похоже, также не определился. Возможно, ее возглавит депутат от "Русского единства" Сергей Шувайников, отметившийся критикой новой конституции, однако эту информацию пока не подтверждают. В общем, такое впечатление, что все они проходят строгую проверку - то ли в службах безопасности партий, то ли в ФСБ…Леонид Иванович Грач, похоже, проверку не прошел - крымскую организацию КПРФ возглавил теперь уже бывший лидер КПУ в автономии Олег Соломахин.

Грядущие выборы в аннексированном Россией Крыму вызывают неподдельный интерес: крымчане смогут на собственном опыте понять, как Это у них происходит. Второй важный момент - пойдут ли люди на участки? Можно сказать, своего рода второй референдум. Особый вопрос - пойдут ли голосовать крымские татары, бойкотировавшие "референдум", не признающие своей новую конституцию Крыма и заявляющие о праве народа на самоопределение на родной земле?

Большой вопрос, как к тому времени в отношении Крыма поведет себя Киев, который на сегодня еще даже не сподобился на полноценный закон об оккупированной территории - своего рода "конституции автономии" на время аннексии, и создание специального центрального органа власти "по Крыму".

Сначала заявлялось, что будет создано министерство. И оно было создано, но в Москве. Затем пошли разговоры о том, что вместо министерства создадут специальный департамент. Затем СНБОУ принял решение о введении должности вице-премьера, который будет координировать работу различных министерств и ведомств по крымской проблематике. Еще раз об этом было заявлено 15 апреля, в день принятия закона о временно оккупированных территориях. На утро пятницы, 25 апреля, закон еще не был подписан - было много правок с голоса. При этом вице-премьера и/или министерства/департамента по Крыму тоже нет. При этом хоть какого-то вразумительного объяснения отсутствию этих органов (особенно на фоне того, что в России уже создана целая Госкомиссия во главе с вице-премьером Козаком) услышать не довелось.

По некоторой информации, свое последнее слово в этом важном для граждан Украины в Крыму вопросе никак не скажет премьер Арсений Яценюк. Это при том, что соответствующее решение СНБО было принято еще месяц назад! В связи с этим хотелось бы напомнить Арсению Петровичу историю назначения в Крым сначала постоянного представителя президента, а затем нового начальника ГУ МВД. Как раз в тот момент, когда ВСЕ еще можно было остановить профессиональными и решительными действиями опытных, знающих Крым, авторитетных и что-то в нем значащих людей, не имеющих шлейфа коррупционных скандалов и бизнес-связей с видными россиянами. Но на должность постпреда был назначен Сергей Куницын - по квоте УДАРа и, как говорят, под большим натиском его лидера. Опускаем все, чем памятен Сергей Владимирович Крыму и Севастополю за годы дважды премьерства, постпредства и губернаторства. Важно, что ему удалось сделать в этот раз.

По нашей информации, предложенные на должности прокурора и начальника главка СБУ кандидатуры один из руководителей страны не одобрил ("работали при режиме Януковича"), а вот с кандидатом на главного милиционера автономии согласился, но хотел поговорить с ним лично. День хотел, два хотел, наконец связался по телефону, но вот незадача - к тому времени новый начальник главка уже был назначен. С.Куницын рекомендовал на эту должность вице-мэра Феодосии Игоря Авруцкого, бывшего начальника УБОП времен другого руководителя крымской милиции, а ныне нардепа от УДАРа Николая Паламарчука. На следующий день Авруцкий подал в отставку, и главк милиции заняла самооборона Аксенова. (Все, чьи имена здесь упомянуты, конечно же, имеют право на ответ. Готова задавать вопросы).

Тем временем, и.о. замглавы АП Андрей Сенченко озвучил ZN.UA новое решение, обсуждаемое сегодня в администрации - о "передислокации" постпредства президента Украины в АРК в Херсон.

Решение, глядя из Крыма, здравое, но требующее поправок в законодательство. Хотя, с учетом важности срочного разворачивания на административной границе с Крымом массы служб и представительств различных ведомств, необходимых для решения проблем проживающих в Крыму граждан Украины, процессы можно совместить. Главное, какой функционал будет теперь возложен на постпредство, каким ресурсом оно будет обладать и, что немаловажно, кто его возглавит.

Как сообщил ZN.UA Андрей Сенченко, оргвопросы уже решаются: есть помещения, подыскиваются кадры. Кандидатура на место постпреда, вакантное после увольнения "не справившегося" Сергея Куницына, пока не озвучивается.

"Главная задача - оперативно решать проблемы граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории. Помимо координирующего центра в составе правительства Украины сегодня нужен территориально близкий к Крыму орган власти, в котором будут комплексно решаться все возникающие у людей проблемы. На это будут перенацелены полномочия постпредства президента", - говорит Сенченко.

По его словам, в первую очередь, в Херсоне и непосредственно на сопредельной с Крымом территории должны быть развернуты службы для решения проблем с оформлением правоустанавливающих документов, всевозможной регистрацией, оформлением документов, справок, выписок - всего, что касается компетенции Минюста, Госслужбы миграции, Министерства социальной политики.

"Люди должны получить полный цикл помощи - от информирования, консультации до оформления документа. В то же время, будет изучаться проблематика обращений и типичные вопросы, требующие принятия решения на уровне центральной власти. Они будут анализироваться и направляться в Киев для оперативного реагирования", - поясняет и.о. замглавы АП.

В то же время, постпредство президента должно иметь возможность оперативного вмешательства в ситуации, возникающие на административной границе с Крымом, которая сегодня Россией уже обустраивается как государственная. В перечне задач также мониторинг ситуации, информирование граждан и содействие работе международных наблюдателей миссий ОБСЕ и ООН.