- Я понял, почему их одиннадцать. Они - апостолы, среди которых не может быть Иуды. И никто не претендует на роль Бога.
Так высказался Тарас Возняк, один из участников Национального круглого стола «Миссия интеллигенции и свободных людей Украины», об инициаторах проведения этого мероприятия. Пятого апреля НКС собрал в Украинском доме несколько десятков интеллектуалов, общественных деятелей, журналистов, экспертов.
Одиннадцать апостолов веры в Украину - это члены инициативной группы «Перше грудня». Знаковый неполитический проект появился на свет в канун 20-летия референдума за независимость Украины. Зачинщиками его возникновения выступили три церкви - УПЦ, УПЦ КП и УГКЦ, явив землякам редкий случай единодушия трех отечественных православных конфессий. Двигателем инициативы стали те самые 11 апостолов истовой веры в Украину - Вячеслав Брюховецкий, Богдан Гаврилишин, Семен Глузман, Владимир Горбулин, кардинал Любомир Гузар, Иван Дзюба, Мирослав Маринович, Мирослав Попович, Евгений Сверстюк, Вадим Скуратовский, Игорь Юхновский. Об исторической миссии объединения тогда емко высказался Любомир Гузар: «Возвращение к истинным ценностям. Попытка оздоровить политику. Пускай никто не думает, что раз-два - и все будет готово… Это долгий процесс, над которым надо будет последовательно и неутомимо работать, работать всем, кому небезразлично будущее». Комментируя формализацию этой могучей кучки моральных авторитетов, Семен Глузман грустно пошутил: «Мы - немолодые наивные граждане Украины».
О каждом из них написаны тома, каждый оставил след в отечественной истории. Но мы считаем не только долгом, но и честью напомнить читателям о людях какого замеса, о фигурах какого калибра идет речь. Напоминание это - не только дань уважения к живым легендам, чья истинная роль в судьбе этой страны по достоинству, наверное, будет оценена только потомками. Это, увы, еще и необходимость. Не вина этих людей, но беда страны, что о тех немногих в Украине людях, которых без натяжек можно назвать моральными авторитетами нации, ее совестью, обыватель знает немного. Молодежь - в особенности. Знакомое лицо, когда-то виденное по телевизору. Знакомая фамилия, когда-то попадавшаяся в учебнике.
11 активистов «Першого грудня» - люди, которые уже ничего никому не должны доказывать. Их жизни - это 11 подвигов. Это деяния героев, мужественно убивших дракона в себе и терпеливо помогающих сделать то же самое миллионам земляков. Чья-то биография выглядит более яркой, чья-то - более будничной. Но есть нечто, всех их, очень разных, но хорошо понимающих друг друга людей, объединяющее. Умение оставаться людьми в любой ситуации. Категорическое неприятие несправедливости. Глубокое чувство собственного достоинства, обостренное чувство долга.
Вячеслав Брюховецкий. Публицист, ученый, педагог. Герой Украины. Один из главных активистов создания Народного Руха. Идеолог национального возрождения. Творец новейшей истории Киево-Могилянской академии, вуза с высокой репутацией, уникальной атмосферой и новаторской методикой обучения. Создатель эффективных механизмов социализации студенчества. Теоретик и практик создания полноценного гражданского общества.
Семен Глузман. Ученый, правозащитник, диссидент, гуманист. Лауреат множества международных премий и наград. Человек, в 1972-м совершивший поступок, требовавший незаурядного мужества. Психиатр Глузман, вопреки давлению КГБ, отказался признавать психическим больным выдающего деятеля правозащитного движения Петра Григоренко. За что получил семь лет лагерей строгого режима и три года ссылки. Подвижник человеколюбия. Эталон принципиальности. Его поэзия и публицистика переведена на многие языки.
Богдан Гаврилишин, общественный деятель, выдающийся экономист, меценат. Обладатель степени почетного доктора права пяти университетов. Блестящий лектор. Один из главных пропагандистов, лоббистов и адвокатов Украины и украинства. Гражданин Канады, весьма обеспеченный человек, востребованный в различных странах ученый после провозглашения независимости Украины активно трудится на благо исторической родины. На общественных началах (то есть добровольно и бесплатно) работал советником у нескольких украинских президентов, премьеров и спикеров. Основатель международного благотворительного фонда, финансирующего целый ряд образовательных, культурных, экологических и социальных проектов.
Владимир Горбулин. Общественный деятель, ученый, политик. Признанный эрудит и яркий публицист. Уникальность Горбулина как политика в том, что в смутные для Украины времена он выгодно отличался на фоне мелких интриганов и крупных воров масштабностью взглядов и глубиной мысли. Был государственным деятелем не по названию, а по сути. Один из немногих, кого отличали державный подход к делу, ему в равной степени были чужды как малороссийская провинциальность, так и псевдопатриотическая украиноцентричность.
Любомир Гузар. Общественный деятель, богослов, подвижник веры. До недавнего времени - предстоятель Украинской греко-католической церкви. Человек, с именем которого связывают укрепление веса УГКЦ в мире и упрочение авторитета церкви в стране. Человек, исполненный Божьей мудрости, способный привить христианские ценности даже неверующим. Пример бескорыстия. Хранитель системы непреходящих ценностей. Без преувеличения, главный моральный авторитет для Галичины.
Иван Дзюба. Мыслитель, литературовед, писатель, диссидент. Герой Украины. Глыба. В 1972-м уроженец Донбасса был объявлен «главным идеологом националистических элементов республики». Семью годами ранее, вместе с Василием Стусом, Вячеславом Чорновилом и другими диссидентами он открыто выступил против арестов представителей украинской интеллигенции, став участником первого публичного протеста против политики власти. Был осужден на пять лет лагерей и пять лет ссылки. Средоточие мудрости, адепт бескорыстного служения Родине, пример истинного патриотизма. Один из признанных украинских авторитетов за границей.
Мирослав Маринович. Правозащитник, религиовед, общественный деятель. Незаурядный публицист. Человек редкой воли. Практикующий патриот. Один из создателей Украинской Хельсинкской группы. Первый раз открыто выступил с критикой советской власти, когда ему был 21 год. В 24 впервые задержан милицией за возложение цветов к памятнику Шевченко. В 1977-м был арестован, провел 11 месяцев в СИЗО, осужден на семь лет лагерей строгого режима и пять лет ссылки. Отказался писать прошение о помиловании. Несколько раз объявлял голодовку, в том числе 20-дневную. Провел около 150 дней в штрафных изоляторах. Один из наиболее известных украинских узников совести. Человек чести. Олицетворение мудрости и хладнокровия. Глубоко верующий человек.
Мирослав Попович. Философ, историк, мудрец. Врожденный интеллигент, природный миротворец. Образец порядочности. Первый руководитель Народного Руха. В отличие от многих своих соратников, он не был ни диссидентом, ни агрессивным антисоветчиком. Но присутствие именно такого человека во многом позволило НРУ отстоять свое право на существование в непростых политических условиях. Попович - это живой ум и блестящее перо. Его исторические очерки, глубокие и доступные, тем, кто еще не разучился думать, помогли изменить свое отношение к стране, взгляды на ее прошлое, настоящее и будущее.
Евгений Сверстюк. Диссидент, писатель, переводчик, философ. Лауреат Шевченковской премии. Президент Украинского пен-клуба. Блестящий публицист. Трибун. Его называли живым знаменем борьбы за независимость Украины. Активист самиздата, автор программных диссидентских статей. Неоднократно бесстрашно выступал против политических преследований инакомыслящих. Пять раз увольнялся с работы по политическим мотивам. Был осужден на семь лет лагерей и пять лет ссылки. Сгусток энергии. Человек, для которого свобода во всех ее проявлениях была и остается главной ценностью. Для многих - живое воплощение украинского патриотизма.
Вадим Скуратовский. Искусствовед, литературовед, публицист. Блестящий интеллектуал. Потрясающий рассказчик. Незаурядный педагог. Те, кому посчастливилось слушать его лекции по иностранной литературе в столичном университете имени Шевченко в конце 60-х, вспоминают, что он искусно прививал студентам любовь к свободе - свободе мысли, свободе самовыражения. В семидесятые был уволен из журнала «Всесвіт» по обвинению в «националистическом уклоне». Автор более тысячи публикаций. Борец с провинциальностью, отважный разрушитель мифов.
Игорь Юхновский. Крупный ученый, физик-теоретик, политик, государственный деятель. Образец скромности, щепетильности и трудолюбия. Человек совести, как говорят о нем близко знающие его люди. В нем удивительным образом сочетаются мягкость и принципиальность. Безотказен к просьбам окружающих. Известен своим трепетным отношением к украинской истории. Подвижник идеи примирения ветеранов Великой Отечественной войны и воинов УПА. Инициатор создания Фонда поддержки науки и Украинского института национальной памяти.
Именно эти люди, имея на это полное право, выступили инициаторами созыва первого Национального круглого стола. Мероприятия, не слишком рекламируемого в масс-медиа и прошедшего, увы, без должного внимания центральных СМИ. Сознательным шагом было намеренное игнорирование действующих политиков. Представители власти как власти, так и оппозиции не были приглашены в четверг в «Украинский дом». Участниками полилога были правозащитники и экономисты, журналисты и ученые, общественные активисты и священники, социологи и писатели, представители региональных элит, экспертного сообщества.
Не имеет смысла пересказывать многочасовую дискуссию. Скажем о главном. Была высказана идея, что НКС может стать площадкой для общения между властью и оппозицией. Но главную свою задачу патриархи сформулировали четко и единодушно: поиск лекарств для тяжело, но отнюдь не смертельно больного общества. Старейшины не скрывали, что поиск этот будет трудным, лечение болезненным, а исцеление - нескорым. Присутствовало понимание того, что нынешние беды страны - следствие недуга, именуемого утратой нравственных ценностей. Господство потребительской идеологии была названо одним из ее симптомов. А бесстыдство власти и пассивность населения - естественными осложнениями, возникшими в ходе обострения болезни.
Понимая, что общество ждет универсального лекарства и моментального излечения, Дзюба, Сверстюк и кардинал Гузар предостерегали: универсальной таблетки от социально-политических язв не существует. Необходимо менять клеточную ткань, а не примерять к уродливому телу протезы и пластику. Смена власти не приведет к автоматической смене атмосферы в стране. К изменению отношений между государством и обществом, между политикумом и населением, между Востоком и Западом, между людьми. Говорить о перезагрузке бесполезно, когда на кнопку нажимает хакер.
Миссией тех, кто давно лишился иллюзий, но не утратил веры, должен стать поиск если не национальной идеи, то, во всяком случае, утраченных нравственных ориентиров. Выработка единых норм поведения нравственно здорового человека, написание общих правил сосуществования, поиск связующих нитей - сверхзадача. Архонты не скрывали, что задача выглядит сложной, но не выглядит невозможной. Они готовы в очередной раз взвалить на себя подобную ношу. И призывают тех, кто разделяет их обеспокоенность происходящим в стране, встать рядом. В первую очередь нужно научиться уважать себя и свою Родину. И учить государство уважать себя. Они знают как. Они это проходили.
Они могут научить быть свободными. От страхов, мифов и безответственности. Они помогут нам измениться. Ибо если не изменятся граждане, политики просто поменяют фамилии.
Осознание меры ответственности каждого за то, что происходит в стране - таким должен стать первый шаг. Готовность каждого исправлять совершенные ошибки - шаг второй. Круглый стол, инициаторы которого заявили о намерении сделать его постоянно действующим, должен стать магнитом, притягивающим всех социально активных. Число его участников обещает увеличиться за счет молодых и энергичных, которых остро недоставало во время проведения первого заседания НКС. За счет представителей разрозненных гражданских инициатив, стихийно возникающих в стране.
Промежуточным итогом должна стать Хартия свободного человека - свод моральных императивов, общих, универсальных требований ко всем, кто хочет построения полноценного государства и здорового общества. Кто хочет написания единых правил игры, принуждающих власть и политикум жить по этим правилам. Должна появиться платформа, способная дать толчок моральному и духовному возрождению. Должно вернуться уважение к основным ценностям - человеческой жизни и человеческому достоинству. К свободам - свободе слова, свободе совести, свободе мысли, свободе самовыражения. Все остальное - производное.
Должна появиться уверенность в завтрашнем дне, которой остро не хватает уставшему от лжи, растерянному, запутавшемуся обществу. Должны появиться ясные осязаемые цели. Новые герои, инициативы, примеры для подражания, традиции.
И чья вина, что заботу о будущем взвалили на свои плечи ветераны?