UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чернобыль. В шаге от катастрофы

Не хотели закрывать наше небо — закрывайте плотнее свои окна

Автор: Игорь Маскалевич

Воевать возле атомных электростанций нельзя. Но некоторым все-таки можно, особенно если миру очень хочется закрыть на это глаза.

В результате атомные объекты Зоны отчуждения остались без энергоснабжения, а хранилища ядерного топлива — без системы охлаждения. Нужно срочно прекратить выражать обеспокоенность и обеспечить ремонт линии электропередачи, иначе беды не миновать. И ведь не скажешь, что мы об этом не предупреждали.

Конечно, идея, что в районе атомных электростанций можно вести бои, до недавнего времени в Европе казалась дикой. Всем, кроме планировщиков генштаба российской федерации. Удар по Киеву был нанесен именно через зону ЧАЭС. Уже 24 февраля танки и бронетранспортеры оккупантов вовсю месили грязь в Зоне. Уровень радиации сразу вырос, но чего не сделаешь ради духовных скреп, денацификации и расширения западных санкций. Бои продолжались.

Слабым утешением было то, что саму Чернобыльскую АЭС не обстреляли. Зато обстреляли крупнейшую в Европе Запорожскую АЭС. На обеих станциях взяты в заложники сотрудники, сменить их россияне не дают. На ЧАЭС люди под дулами автоматов работают без замены уже две недели, на ЗАЭС — шестые сутки. Они нарушают все мыслимые и немыслимые нормативы, в разы увеличивая вероятность ошибок и новых аварий.

Европа вроде как обеспокоена, но все эти события воспринимает достаточно спокойно, — суперсрочная встреча энергетических министров большой семерки состоится спустя сутки после ЧП, при том, что для его устранения есть всего двое суток. ООН не до того, там заняты концептуальной проблемой: можно ли их сотрудникам называть войну войной. МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) выражает обеспокоенность происходящим. Но, по большому счету, релизы МАГАТЭ, касающиеся этих событий, ничем не отличаются от реакции агентства на банальные, технические, инциденты. Ну, люди в заложниках. Ну, поездят по Зоне захватчики бесконтрольно. Ну, обстреляли Запорожскую АЭС. Ну, накрылась система охлаждения на ЧАЭС. «МАГАТЭ пока не видит критической угрозы».

Чувствуется острое нежелание ссориться с Россией. Отсюда и заявления за все хорошее, против всего плохого и призывы к обеим сторонам сдерживаться. На фоне того, что наступление на атомные объекты совершает именно Россия, а мы, чтобы не навлечь на них огонь противника, даже не обороняемся толком, выглядит это откровенно издевательски…

А обстановка накаляется. Блицкриг оккупантов под Киевом явно не удался. Это вызвало усиление огневых ударов агрессора. Под них попадает и инфраструктура зоны ЧАЭС. Утром была утрачена передача данных от систем мониторинга, установленных на станции. А чуть позже выбило и ключевую линию электроснабжения. Атомная станция и объекты хранения отработавшего ядерного топлива оказались обесточены. Перебита высоковольтная линия электропередачи на ЧАЭС — подстанция «Киевская».

Из-за боев неизвестно даже место повреждения. Объекты ЧАЭС пока перешли на резервные дизельные генераторы, но запасов топлива на них на двое суток, а подвоз исключен, опять же, из-за боев. Оккупант не раскошелится — дизеля российской армии не хватает даже для нее самой.

МИД Украины призвал прекратить бои и дать возможность выехать ремонтным бригадам. Его поддержал и глава МИД Латвии, призвавший Международное агентство по атомной энергии немедленно вмешаться в ситуацию с обесточиванием Чернобыльской АЭС.

В ответ в МАГАТЭ, все правильно, опять не увидели критической угрозы. Всего-то навсего: «Событие нарушает ключевой принцип безопасности в обеспечении бесперебойного энергоснабжения». А в остальном, похоже, все прекрасно: «Тепловая нагрузка бассейна выдержки отработавшего топлива и объем охлаждающей воды на Чернобыльской АЭС достаточны для эффективного отвода тепла без необходимости электроснабжения». Ну и обеспокоенность. Ок, полный комплект отписки.

А ведь речь далеко не о пустяках. Миру стоит помнить, что наличие АЭС — это высокий риск. Даже бои в их районе вести нельзя (до 2022-го никто и не вел), чтобы не провоцировать встречный огонь в сторону атомных объектов. Да и не надо попадать непосредственно в реактор, чтобы случилась катастрофа, что и доказывает нынешний кейс.

Не стоит думать, что через двое суток все взорвется. Но когда топливо для генераторов закончится, события вполне могут разворачиваться по фукусимскому сценарию, с нагревом хранящегося топлива. Тем более что обстрел, приведший к этой аварии, вряд ли последний.

рф планомерно разыгрывает политическую карту «вынужденного нападения», мол, оголтелые украинские националисты будут шантажировать весь мир своими атомными станциями. Это не новая информация, многие дипломаты уже слышали эту версию. И уж совсем яркими красками она заиграла после мюнхенского выступления Зеленского, в котором он поставил под сомнение выполнение Украиной Будапештского меморандума.

Что хуже, мы понимали, что вероятен именно этот сценарий, и трубили во все трубы о том, что наши атомные объекты под угрозой в первую очередь, что хотя бы небо над ними надо закрыть, ведь прицельность, как и благородство — это не про нашего противника.

Нас слушали и… выражали обеспокоенность в ответ. Сейчас обеспокоенность стала глубокой. А значит, можно вести огонь и по остальным ядерным объектам, война все спишет. Вот только ветер все это разнесет далеко за пределы Украины, он не в курсе, где начинаются границы НАТО.

Прежде всего прямо сейчас и срочно необходимо обеспечить коридор для проведения ремонта и восстановления энергоснабжения ЧАЭС. Это реальная задача и для МАГАТЭ, и для той же ООН.

Потом необходимо снова поднять вопрос безопасности всех атомных объектов на территории военных действий и не ограничиваться обеспокоенностью. Запасов высокоточного оружия у российской армии все меньше. На Харьков уже вовсю швыряют простые полутонные «чугунки». И, судя по всему, масштабы их применения усилятся. В харьковскую ядерную установку уже прилетело. Да, случайно, но чем дольше война, тем все больше таких случаев. При сотнях пусков ракет и их траекториях, проходящих над атомными станциями, возможно всякое. И тут уже справедливо взвешивать: закрыть небо, раздраконив путина, или не закрыть, допустив атомную катастрофу в ЕС. Да, война ограничена украинской территорией. Вот только вырвавшейся радиации будет плевать на границы, и еще никому не удавалось ее ни списать, ни запихнуть обратно. 37 лет назад Чернобыль уже заставил содрогнуться планету. В это сложно поверить, но нашлись желающие «можем повторить». Отсидеться точно никому не удастся. Даже если изо всех сил широко закрыть глаза.

Больше статей Игоря Маскалевича читайте по ссылке.