UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бурная осень мировых рынков

Доллар растет, нефть падает в цене, экономика еврозоны опять близка к рецессии. Что сулят глобальные экономические тренды нынешней осени в ближайшем будущем?

Авторы: Дмитрий Сологуб, Юрий Городниченко

Доллар растет, нефть падает в цене, экономика еврозоны опять близка к рецессии. Что сулят глобальные экономические тренды нынешней осени в ближайшем будущем?

В первой половине текущего года ситуация в глобальной экономике и на финансовых рынках выглядела абсолютно спокойно, несмотря на разгоравшийся российско-украинский конфликт. Продолжалось постепенное восстановление экономики США, появились надежды на возобновление роста в еврозоне (после падения ее ВВП на 0,4% в 2013 г.). Глобальные фондовые индексы были в плюсе, также наблюдался значительный приток капитала в страны с развивающимися рынками (за исключением России). Казалось, что никакие геополитические риски не способны остановить уверенную поступь мировой экономики на пути к окончательному восстановлению после кризиса 2008 г.

Однако почти всеобщее благоденствие продолжалось недолго, и после летних каникул динамика мировых финансовых и товарных рынков стала куда более волатильной. Во-первых, начал резко расти курс доллара США по отношению к другим мировым валютам - за три месяца "зеленый" укрепился практически на 10% по отношению к евро. Во-вторых, произошла существенная коррекция на фондовых рынках как развитых, так и развивающихся стран. В-третьих, мировые цены на нефть обвалились более чем на 20% буквально за три месяца.

Что явилось основной причиной такого резкого изменения ситуации? С одной стороны, существует соблазн объяснить эти тенденции эскалацией геополитических рисков - к конфликту между Россией и Украиной (его обострение в последние несколько месяцев привело к введению жестких санкций против России) добавились осложнение ситуации в Ираке, шумиха вокруг референдума о независимости Шотландии и массовые публичные протесты в Гонконге. Однако, помимо этого, важную роль сыграли и экономические факторы, в частности динамика макроэкономических показателей в США, еврозоне и Китае, что, очевидно, существенно повлияло на ожидания экономических агентов по всему миру.

Соединенные Штаты

Начнем с США, поскольку, безусловно, американская экономика продолжает играть важную роль в мировых экономических процессах. То есть, когда она начинает чихать, остальной мир быстро подхватывает простуду. К счастью, в этом году экономика Соединенных Штатов демонстрирует неплохую динамику, что положительно влияет на экономическую ситуацию в мире в целом. В частности, последние экономические данные свидетельствуют о том, что уровень безработицы в США впервые со времен Великой рецессии ниже отметки 6%, который обычно определяется как "уровень полной занятости".

Также 3 октября были опубликованы данные о том, что в сентябре прирост рабочих мест составил 248 тыс., значительно превзойдя ожидания (215 тыс.). Кроме того, во втором квартале текущего года годовой темп роста ВВП ускорился до 4,5%. На этом фоне продолжает оживать рынок недвижимости - увеличились темпы строительства новых домов, а цены на жилье продолжают расти. Значительно улучшаются и настроения экономических агентов. Так, положительная динамика индекса потребительских ожиданий свидетельствует о растущем внутреннем спросе, что будет стимулировать рост экономики. Наконец, результаты консенсус-прогноза экономических экспертов также транслируют ожидания об ускорении темпов экономического роста и низком уровне инфляции в ближайшие несколько лет.

Несмотря на очевидное улучшение экономической ситуации, Федеральная резервная система (ФРС) пока не спешит ужесточать монетарную политику (в нынешнем октябре постепенно сворачивавшиеся покупки по программе количественного смягчения закончились). Ее представители по-прежнему заявляют, что американский центробанк не будет повышать процентные ставки в ближайшем будущем, так как ситуация с занятостью далеко не самая лучшая. Так, показатель доли работающих по отношению ко всему работоспособному населению находится на минимальном уровне за все последние годы, и миллионы людей по всей Америке остаются без работы.

Кроме того, разрыв между потенциальным и фактическим ВВП остается на все еще высоком уровне - более 500 млрд долл. С другой стороны, рост цен на данный момент не представляет большой угрозы - его уровень ниже целевого показателя ФРС, а инфляция зарплат в последнее время находится на нулевом уровне. Поэтому баланс в монетарной политике остается на стороне стимулирования темпов роста ВВП (а не снижения инфляции), чтобы избежать эффекта гистерезиса (проблема сохранения устойчиво низкого уровня занятости). Таким образом, на данный момент у ФРС нет сильных стимулов нажать на тормоза в монетарной политике, а значит, эпоха дешевых денег продолжится в ближайшем будущем.

Улучшение экономической ситуации в США в принципе должно позитивно сказаться на экономической динамике в других частях света. Во-первых, укрепление доллара способствует росту экспорта в Штаты, а значит, помогает экономике стран их основных торговых партнеров. Во-вторых, вследствие сохранения процентных ставок в США на уровне, близком к нулю, их аналоги в других странах также остаются на низком уровне (что, соответственно, способствует стимулированию внутреннего спроса). Таким образом, можно сказать, что Соединенные Штаты экспортируют в эти страны мягкую монетарную политику ФРС. Кроме того, чрезвычайно низкие процентные ставки в США способствуют перетоку капитала на другие рынки, с более высокой степенью риска - вплоть до рынка украинских еврооблигаций.

Нефть

В то же время, в отличие от укрепления курса американского доллара на фоне восстановления тамошней экономики, падение цен на нефть выглядит неожиданным, ведь растущий спрос на энергоресурсы со стороны самой мощной экономики мира должен, наоборот, стимулировать рост цен. Кроме того, обострение конфликта в Ираке (а эта страна является одним из крупнейших экспортеров сырой нефти), по идее, также должно способствовать росту цен на нефть. Этой необычной динамике можно найти несколько объяснений.

Во-первых, разрыв связи мировых цен на нефть с динамикой экономических показателей США частично можно объяснить растущей самодостаточностью Америки в этом компоненте (доля импорта во внутреннем потреблении бензина и других видов топлива снизилась с 60% в 2005 г. до 32% - в 2013-м) за счет стремительного роста объемов добычи сланцевой нефти внутри страны. Во-вторых,
объем предложения нефти на мировом рынке вырос в последнее время, что было связано с восстановлением добычи и экспорта нефти из Ливии. Кроме того, конфликт в Ираке пока никак не повлиял на нефтяную отрасль этой страны, так как основные месторождения находятся на ее юге, далеко от зоны боевых действий. В-третьих, в отличие от США, экономические тенденции в еврозоне и Китае, которые являются основными потребителями нефти, выглядят менее позитивными, что, безусловно, оказывает значительный эффект на мировые цены на сырье.

Европейский континент

В частности, аналитики ожидали, что в 2014 г. экономика еврозоны выйдет из рецессии и темпы роста ВВП составят 1,5–2,0%. Но уже в первой половине года стало понятно, что восстановление идет куда более медленными темпами - в первом квартале ВВП еврозоны вырос на 0,2% (по сравнению с предыдущим кварталом), а во втором рост и вовсе прекратился. Кроме того, последние данные индексов потребительских настроений и ожиданий бизнеса свидетельствуют о низкой деловой активности, что негативно скажется на темпах экономического роста во втором полугодии. В результате большинство экспертов снизили свои прогнозы роста ВВП на 2014-й до 0,5–1,0%.

Стоит отметить, что замедление темпов роста европейской экономики во втором квартале не было связано с эффектом введения контрсанкций Кремлем (этот эффект оценивается как минимальный, и значительное влияние возможно лишь при условии полного прекращения поставок российского газа в Европу). Основной же причиной стало ухудшение экономической динамики в таких странах, как Франция и Италия, экономики которых подвержены серьезным структурным проблемам, связанным с негибкостью рынка труда, низкой конкурентоспособностью, излишним государственным регулированием и т.д. Учитывая, что решить эти проблемы вряд ли удастся быстро, кризис в Европе может затянуться.

В то же время есть надежды, что органы, отвечающие за экономическую политику в еврозоне, смогут предпринять необходимые шаги для ее стимулирования. В частности, в Европейском центральном банке (ЕЦБ) намекнули, что могут применить нетрадиционные инструменты монетарной политики, которые широко использовала ФРС в последние годы. То есть речь идет о программе количественного смягчения, реализуемой путем покупки центробанком ценных бумаг на рынке. Эффект таких мер на экономические показатели не будет сиюминутным, однако более агрессивный подход ЕЦБ к решению проблемы низких темпов роста ВВП не может не радовать.

Также в последнее время становится все более очевидным, что идея ужесточения фискальной и монетарной политики для устранения экономических дисбалансов постепенно теряет своих сторонников. Поэтому вполне возможно, что европейские страны (в первую очередь, Германия, всегда выступавшая адвокатом такой политики) поменяют свою позицию и перейдут к более активной фискальной политике, и не будут блокировать усилия ЕЦБ по смягчению политики монетарной. Таким образом, в ближайшие несколько месяцев мы можем стать свидетелями кардинальных изменений в традиционно патриархальной экономической политике стран ЕС.

Китай

Замедление темпов экономического роста в Поднебесной в этом году стало неприятным сюрпризом для мировой экономики. Темпы роста промышленного производства замедлились до менее чем 7% в августе 2014-го. Безусловно, большинство других стран и мечтать не могут о таких темпах роста, но для Китая это заметное торможение по сравнению с аналогами в 10% и выше, наблюдавшимися в последние годы (в 2006–2013 гг. среднегодовой темп роста ВВП составлял 10,1%). Точно определить основные причины охлаждения китайской экономики не так-то просто, учитывая низкое качество публикуемых Пекином макроэкономических данных. Тем не менее большинство экспертов сходятся на том, что основной экономической проблемой для Китая на данный момент является перегрев рынка недвижимости, так как в последние несколько месяцев цены на нее начали снижаться. Учитывая излишек предложения на рынке недвижимости, сформированный за счет кредитного бума в последние годы (что вызывает неприятные аналогии с ситуацией в США перед Великой рецессией), Пекин может столкнуться с серьезными проблемами в ближайшем будущем, если не прибегнет к агрессивным мерам по стимулированию роста экономики.

***

Таким образом, мировую экономику в ближайшем будущем ждут довольно непростые времена. Об этом свидетельствует и индекс ожидаемой волатильности финансовых рынков (VIX) - его уровень существенно вырос в последнее время, однако все еще гораздо ниже, чем во время Великой рецессии. Что касается динамики цен на нефть, то большинство экспертов не ожидают дальнейшего снижения цен, а прогнозируют их колебания в диапазоне 90–100 долл. за баррель. Так, с одной стороны, страны - экспортеры нефти (члены ОПЕК), скорее всего, снизят объемы добычи, чтобы предотвратить дальнейшее падение котировок. С другой - мы не ожидаем, что мировая экономика вновь скатится в рецессию, а это значит, что спрос на сырьевые товары не будет значительно снижаться.

Тем не менее риски налицо, и не исключено, что неблагоприятные геополитические тенденции станут одним из катализаторов ухудшения мировой экономической ситуации.

Авторы - члены редакционной коллегии VoxUkraine,
Юрий Городниченко - профессор экономики университета Калифорния-Беркли,
Дмитрий Сологуб - начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль".