UA / RU
Поддержать ZN.ua

Будущее на экспорт

Невероятно сложно признать, что причина решения о переезде в другую страну может лежать и в области чисто психологической. Тревожный сценарий не дает покоя, приводит все тревожные системы в действие, заставляет прислушиваться к тяжелым шагам будущих событий. Научить быть счастливым "в этой стране" кажется невозможным.

Автор: Алевтина Шeвченко

Оглянувшись вокруг, понимаешь, что сегодня это целиком типичная украинская история - родственники и знакомые за границей. Перечислю то, что вижу в самом ближайшем окружении: племянник-студент поехал в Голландию учиться, да там и остался. Шестидесятилетняя подруга работает в Италии, другая вышла замуж и уехала в Америку, уже имеет троих детей. Отец коллеги десять лет живет в Португалии, другая коллега замужем за сербом, третий увез семью в Канаду. Готов был и посудомойщиком работать, но, слава Богу, преподает в университете. Заглянула на сайт "Одноклассники" - половина класса за границей: Израиль, Россия, Германия, Великобритания... Кто-то периодически возвращается, кто-то уже перевез туда всех близких и лишь изредка приезжает в гости с иностранными родственниками.

Рвутся дружеские и семейные связи, но ведь система ценностей у каждого своя, и человеческие отношения занимают в ней строго определенное для них место. Люди считают более важными безопасность, комфорт, стабильные заработки, уверенность в завтрашнем дне. Светлое будущее, одним словом. Причины миграции за рубеж миллионов трудоспособных украинцев от 20 до 50 лет, на первый взгляд, кажутся сугубо экономическими. Но при близком рассмотрении всегда обнаруживаются психологические факторы - разочарование, поиски перспектив, возможностей, защита от страхов и тревог на родине. Украинцы мечтают устроить свою жизнь и построить карьеру - и видят больше возможностей для реализации своей мечты за пределами отечества. Низкий уровень жизни, невозможность реализовать себя, желание увидеть мир - можно назвать множество причин, заставляюших наших соотечественников ехать за границу в поисках лучшей жизни.

Сегодня трудовые мигранты из Украины являются самым востребованным "экспортным товаром". Экономисты считают, что общее количество выезжающих достигло уже шести миллионов. В эту цифру входят как временные мигранты - заробитчане, семьи которых остаются на родине и получают финансовую поддержку от работающих за рубежом родственников, так и стремящиеся покинуть страну навсегда. Одни инвестируют заработанное в Украину, другие вкладывают свои ресурсы в экономику иных держав, но вектор внешней направленности украинских "трудовых резервов" становится мощным социальным фактором.

Особенно беспокоит украинских экспертов тенденция выезда за границу студентов, людей с высшим образованием, кандидатов и докторов наук, хорошо обученных специалистов, например, врачей. Действительно, эйнштейнам в современной Украине сложно найти себе достойное занятие - с 1991 г. количество ученых сократилось в три раза, фундаментальную науку финансировать нечем, в образовании процветает формализм и коррупция. "Самые умные" как никто понимают, что сфера приложения их способностей даст куда больший результат в развитых странах. Например, ученые имеют возможность проводить там исследования, заниматься прикладными науками.

Утечка мозгов - проблема отнюдь не украинская, а общемировая. Сам термин был придуман в 60-е гг. для обозначения процесса массового выезда английских ученых в США, а сегодня темпы "утечки мозгов" из развивающихся стран в социально стабильные возрастают. В Украине они приняли масштабы, способные угрожать национальной безопасности. Ученые и просто талантливые люди - особая статья украинского "человеческого" экспорта. Сейчас во всем мире ведется борьба за таланты и мозги, за человеческий ресурс. Украина проигрывает эту борьбу, и это обязательно скажется на качестве жизненных сил и возможностей страны в недалеком будущем. Страна теряет здоровых, умных, квалифицированных людей. Это раньше ехали за туманом, а нынче едут за перспективой считающие себя способными на большее.

У этого вопроса всегда есть личностный и семейный аспект. Для Украины одно из болезненных его проявлений - дети трудовых мигрантов, оставшиеся в Украине на попечении родственников, пока родители добывают тяжело достающуюся трудовую валюту за рубежом. Как правило, это фактически социальные сироты, обеспеченные беспризорники, семьи которых делают акцент на выполнении лишь одной функции - экономической. Обеспечивая физические потребности детей, родители обычно недооценивают социальные аспекты расставания с детьми в раннем возрасте. И тогда случаются истории психологической неприспособленности, несамостоятельности достаточно взрослых молодых людей, зачастую пытающихся заполнить образовавшиеся эмоциональные пустоты вредными привычками и рискованными экспериментами с собственной жизнью.

Адаптация к взрослой жизни - это процесс, идущий не сам собой, а требующий от ребенка напряженной внутренней работы, при которой ему необходима поддержка взрослых. Понимая это, многие начинавшие с временных заработков за границей стремятся со временем перевезти туда и семьи, ориентируют детей на получение образования за рубежом. Кто-то уезжает со всей семьей навсегда, вместе переживая трудности адаптации, а кто-то посылает детей учиться в заграничную школу - ведь фетиш хорошего образования, которое обязаны дать родители, все еще очень живуч в Украине. Зачастую преобладает страх считаться плохим родителем, если такое образование своему чаду не обеспечил.

Несомненно, такая самостоятельная заграничная учеба помогает детям стать ответственнее, научиться самостоятельно решать свои проблемы и отвечать за свои поступки. Система обучения ответственности работает достаточно жестко и апробирована временем. Дети имеют возможность приобрести менталитет западного человека, начинают не только говорить, но и думать на иностранном языке, учатся общаться, ценить труд и свои способности, осознавать, что без усилий и труда ничего в жизни добиться нельзя. Такое образование помогает в процессе сепарации, отделения от родителей, своеобразной инициации, которую, так или иначе, проходит в жизни каждый человек. Но грань, отделяющая сепарацию от полного отчуждения, когда родителей стесняются как неисправимого акцента, а страну, в которой родился, считают территорией второго сорта, бывает тонкой. Вместо обогащения и дополнения собственной культуры получается ощущение себя недочеловеком в чужой цивилизации. Будет ли счастлив ребенок, которому прививают ценности другой культуры не вместе, а вместо родной? Очень ошибаются стремящиеся зачеркнуть воспоминания о "стране происхождения". Англоязычные внуки "иностранного производства", не имеющие возможности пообщаться с бабушками и дедушками, отсутствие привязанностей и чувства национальных корней - все это не сделает подрастающего ребенка счастливее.

Стоит разобраться, не является ли отъезд за границу или заграничная учеба всего лишь одним из способов успокоить тревожность родителей. Одно дело - взрослое осознанное решение жить в другой стране, и совсем другое - вынужденное исполнение ребенком родительского плана "борьбы за лучшую жизнь". Адаптация в чужой стране требует времени и сил. Причины выезда за границу, на первый взгляд, кажутся совершенно рациональными - там выше зарплаты, другие возможности и перспективы, и немалая часть родителей решается на эмиграцию именно ради детей. Если взрослые люди, как правило, точно знают, почему и зачем они принимают столь смелые решения, то их детям ничего не остается, как просто следовать за родителями, куда бы те ни направлялись.

Невероятно сложно признать, что причина решения о переезде в другую страну может лежать и в области чисто психологической. Тревожный сценарий не дает покоя, приводит все тревожные системы в действие, заставляет прислушиваться к тяжелым шагам будущих событий. Научить быть счастливым "в этой стране" кажется невозможным. Но и ни одна страна мира не научит детей быть счастливыми.