UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как дела с нашим углем?

Дотации в угольную отрасль ежегодно составляют 34 млрд грн. Но ситуация в угольной отрасли от этого не улучшается.

Автор: Юрий Архангельский

ZN.UA постоянно уделяет внимание состоянию и перспективам угольной промышленности Украины. В частности, таким вопросам, как профицит угля и целесообразность наращивания его добычи, себестоимость и дотации, инвестиции, приватизация угольной промышленности и закрытие шахт. Тем более что премьер Арсений Яценюк недавно заявил, что бюджет страны дотирует 180 тысяч шахтеров в Донецкой и Луганской областях. Дотации в угольную отрасль, по словам Яценюка, ежегодно составляют 34 млрд грн. Но ситуация в угольной отрасли от этого не улучшается.

Добыча угля

Добыча угля в Украине в 2013 г. составила 84 млн т, что больше, чем в 2012-м, когда было добыто 82 млн т. Заметим, что согласно программе "Украинский уголь", составленной в 2001 г., добычаугля к 2010 г. должна была возрасти до 110 млн т с 80 млн в 2000-м. Оказывается, что намеченного не достигли даже в 2013 г. Но, с другой стороны, может быть, это и хорошо, что прогноз не сбылся. В противном случае запасов угля на наших складах было бы намного больше. Однако наращивать только запасы угля на складах нелогично.

Отмечу, что не только в Украине уголь в последние годы не пользуется спросом, но и в других странах. Например, Великобритания сократила добычу угля с 28 млн т в 2003 г. до 18 млн - в 2011-м.

Иногда обращают внимание на то, что запасы угля в Украине большие, поэтому отрасль нужно развивать. Действительно, доказанные запасы угля в стране составляют 16 млрд т. Но значительные запасы еще ничего не означают, ведь их разработка может быть нецелесообразной с позиций текущей и (или) перспективной рентабельности. К слову, запасы угля не только у нас значительные. Они весомы и в других странах. Например, в Польше они составляют 14 млрд т. Тем не менее добычу угля там сворачивают, так как одна часть шахт нерентабельна, а в другой части работа опасна.

Себестоимость и дотации

Одним из главных показателей эффективности производства является снижение себестоимости угля в Украине. Согласно программе "Украинский уголь" она должна была остаться в 2010 г. на прежнем уровне - 121 грн/т, а фактически выросла. И в настоящее время себестоимость превышает 1350 тыс. грн, т.е. повысилась более чем в десять раз. Правда, это можно объяснить и инфляцией, которая за этот период для производителей промышленной продукции увеличилась почти в пять раз. Но даже с учетом этого обстоятельства фактом остается рост себестоимости угля в Украине. То есть программа и в этом отношении весьма неточна. Но в данном случае - это хорошо, так как, скорее всего, для ее реализации (в связи с прогнозируемым ростом добычи) потребовались бы еще большие дотации. А они уже сейчас являются фантастическими!

Государственная поддержка угольной отрасли (дотации отрасли) в 2012 г. составила
15 млрд грн. На 2013-й были предусмотрены расходы по общему фонду государственного бюджета в сумме более 13 млрд грн. На 2014 г. Кабмин предлагал Раде выделить уже 14 млрд грн на поддержку и реструктуризацию углепрома. А не лучше ли дотации уменьшить, но использовать эти деньги именно для реструктуризации.

Но "надежды юношей питают, отраду старым подают". В обновленной Энергетической стратегии отмечается: "На втором этапе развития отрасли в период с 2015-го по 2020 г. ожидается активная модернизация шахтного фонда частными инвесторами. Отрасль выйдет на уровень рентабельности, государственное субсидирование полностью прекратится. На третьем этапе развития отрасли в 2020–2030 гг. ожидается стабилизация роста добычи угля и постепенное замещение мощностей и технологий (в частности, закрытие шахт, которые отработали свои промышленные запасы)".

Инвестиции

Инвестиции в отрасли "добыча угля, лигнита и торфа; добыча урановой и ториевой руд" в 2010 г. (по данным межотраслевого баланса Украины согласно "Статистичному щорічнику України за 2011 р.") составили всего 1 млрд грн при общем объеме производства этой отрасли 50 млрд грн. Более того, это не инвестиции в основной капитал, а только по статье "изменение запасов материальных оборотных средств". А по статье "чистое приобретение ценностей" - 0 грн! Блеск?!

Приватизация

На сегодняшний день проведена широкая приватизация шахт. Приватизировано 60% шахт (по объему добычи). Но практика приватизации не только угольной промышленности показала, что частник предпочитает не тратить прибыль предприятий на модернизацию, а направлять значительную ее часть на дивиденды либо другие, более значимые или приятные для него расходы. Думается, что наша приватизация - больше дань старой нашей традиции XIV–XV веков: "Дать боярину Х город (в данном случае - шахту) N в кормление".

Сейчас модно говорить не о приватизации, а о сдаче шахт в концессию. Что это меняет? Разве что можно будет учесть опыт Остапа Бендера и его друзей: получать дотации под шумок, говоря о партнерстве власти и частника.

Представляется, что поэтому и ожидаемые концессионеры будут поступать так же, как прежние "прихватизаторы", но только не прибыль будут присваивать, которой почти нет у оставшихся неприватизированных угольных шахт, а поступят так с дотациями.

Не пора ли послушать ямщика из "Капитанской дочки": "Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: "Барин, не прикажешь ли воротиться?". То есть не только не приватизировать или "концессионировать" оставшиеся государственные шахты, а национализировать ранее приватизированные (воротиться назад). И тем самым хотя бы их небольшую прибыль вернуть в государственный бюджет, например, в качестве дивидендов. Эффективный собственник, как ни печально, не состоялся. Он не состоялся и в других отраслях, как и инвестор не состоялся, если учесть, что в 2012 г. объем ВВП оказался равен 70% ВВП 1990-го.

Отмечается, что для технического перевооружения угольных предприятий у государства не хватает средств. Несомненно. Но даже если бы и хватало, зачем развивать убыточные отрасли? В этих условиях более оправданно не перевооружение, а просто закрытие шахт, на что и была нацелена программа "Уголь Украины" и Энергетическая стратегия как в старой редакции, так и в обновленном варианте.

Ссылки на Запад по поводу приватизации угольной промышленности обычно не работают. Если у нас доля частных шахт (по добыче) в общем их количестве в угольной промышленности составляет около 60%, то в некоторых странах ЕС, например, Австрии и Франции, - около 25%, правда, в США и Японии - 75%. Так что априори учесть опыт стран Запада невозможно. Хотя, если мы держим курс на ЕС, то пример лучше брать со Старого Света.

Закрытие шахт

В 2013 г. ни одна шахта не была закрыта. И наши практики, да и ученые предпочитают говорить не о закрытии, что обычно режет слух. Изобрели термин "реструктуризация" (что удобнее по сравнению с более определенным - закрытие).

Важно понимать, когда шахты безусловно необходимо закрывать. Это та ситуация, когда не только прибыль, но и добавленная стоимость менее 0, т.е. сумма зарплаты и прибыли ≤0. В этом случае затраты на покупку даже только материальных ресурсов превышают цену продукта - угля. Это если посадить 1 кг картофеля, а собрать 0,5 кг, или, как вариант, толочь воду в ступе - тоже работа! Лучше вообще ничего не делать и только платить зарплату шахтерам. В этом случае будет рост ВВП, а не его падение, как при бесполезной работе.

В обновленной Энергетической стратегии о закрытии шахт - общие слова: "На третьем этапе развития отрасли 2020–2030 гг. ожидается стабилизация роста добычи угля и постепенное замещение мощностей и технологий…". Составили бы программу на период до 2050 г., тогда бы уж точно отвечать было некому.