UA / RU
Поддержать ZN.ua

Рынок дизтоплива: индийское кино с российскими субтитрами

Авторы: Артем Куюн, Иван Марченков

С начала полномасштабного российского вторжения схема снабжения украинского рынка нефтепродуктов постоянно меняется. Сначала это были страны ЕС, сложный импорт через западную границу. Во второй половине 2022 года начал раскачиваться южный канал, и сейчас это сверхважный источник поставок дизтоплива. Анализ точек, из которых топливо идет в Украину, порождает обоснованные сомнения в нероссийском происхождении большой части импорта. Закупка нефти у России, миллионы тонн обработанного в портах ДТ, сомнительные маршруты задействованных в поставках танкеров… Все это должно настораживать Украину, которая рискует через третьи страны оказаться в спонсорах войны против себя.

Читайте также: Полностью убрать российское топливо из ЕС и Украины не удалось

Индийское дизтопливо со всего мира

Большинство топлива, попадающего на украинский рынок с юга (кроме очевидных отгрузок с заводов-производителей), имеет индийское происхождение. Для индийской нефтепереработки 2022 год стал золотым. Из-за эмбарго ЕС и США российская нефть начала искать новые рынки и нашла их в Азии, прежде всего в Индии. С 1 апреля 2022-го по 31 марта 2023 года Россия увеличила объемы поставок нефти в Индию в 14 раз. Переработка дешевой российской нефти обеспечила индийским компаниям дополнительные преимущества, поскольку они получили возможность продавать дизтопливо на далекие расстояния и увеличить свое присутствие в европейском регионе.

Вопрос, как относиться к топливу, произведенному из дешевой российской нефти и за счет этого вытесняющему конкурентов, пока не стоит. Сегодня следует внимательно присмотреться к каналам поставок индийского ДТ (см. рис. 1) реально ли тот продукт, который нам везут, является индийским.

В Украину индийское дизтопливо попадает по двум основным путям — с терминалов Турции и Румынии. Следует заметить: в марте и апреле всего 5% объемов импорта индийского дизтоплива было подтверждено сертификатами происхождения товара, остальные партии считались индийскими лишь декларативно, потому что это разрешало законодательство.

За пять месяцев в Румынию поступили девять танкеров с индийским дизтопливом объемом 348 тыс. тонн. Но две трети поставок происходили не напрямую с индийских заводов, а через рейдовые перегрузки (ship-to-ship) у берегов греческой Каламаты или Мальты (см. рис. 2—3). В этих акваториях курсирует много российских танкеров, переливающих топливо на другие суда, дальнейшее направление движения которых иногда трудно отследить. За пять месяцев у берегов Каламаты перелили 1,87 млн тонн ДТ, из которых 1,5 млн тонн поступило из российских портов. В мае операции по перегрузке российского дизтоплива начали проводить в водах Мальты.

Более интересна Турция. У страны еще до начала российского вторжения были сильные позиции в морских поставках дизельного топлива в Украину — в 2021 году каждую третью тонну продукта, направленного в наши морские и речные порты, отгружали с турецких терминалов. После прекращения торговых отношений с Россией и Беларусью значение Турции как поставщика дизтоплива в Украину только возрастало. Параллельно усиливались подозрения по поводу происхождения ДТ из Турции, ведь после введения эмбарго на российское дизтопливо в феврале 2023 года страна начала активно наращивать импорт дизеля из государства-агрессора и наконец стала крупнейшим покупателем кровавого продукта.

Конечно, среди отправителей в Украину попадаются и нефтеперерабатывающие заводы (их в Турции два — Tüpraş и Star). Кроме того, турецкие терминалы аккумулируют немалые объемы топлива из Израиля, Греции, Индии, Египта. По расчетам «Консалтинговой группы А-95», в марте-апреле в режиме транзита турецкие терминалы переваливали по полмиллиона тонн дизельного топлива, а в мае этот показатель подскочил до 735 тыс. тонн. Сравнение объемов поступлений и отгрузок показывает, что около 80% турецкого транзита составлял российский продукт (см. рис. 4). Поэтому успокаивать себя мыслью, что Турция весь российский дизель оставляет себе, а другим странам отгружает исключительно нероссийский, не стоит.

Основные объемы дизтоплива, огружаемого в Украину напрямую, идут с терминала OPET Petrolcülük A.Ş в Мармарисе. По словам украинских трейдеров, OPET позиционирует большую часть продукта как индийский, однако регулярно появляются предложения арабского и саудовского ДТ, хотя на самом деле эти страны фактически не осуществляют поставок в Турцию.

Цифры отгрузки индийского дизеля из Турции ожидаемо не бьются. По данным сервиса Kpler, с декабря 2022-го по апрель 2023 года в Турцию поступило около 370 тыс. тонн индийского топлива, из которых 196 тыс. тонн были импортированы на внутренний рынок, а 174 тыс. отправлены транзитом в другие страны. За это же время украинские трейдеры задекларировали импорт 272 тыс. дизтоплива индийского происхождения с турецких терминалов, то есть на 100 тыс. тонн больше, чем его было у Турции (см. рис. 5). И это еще при условии, что турецкие порты весь имеющийся объем отправили в Украину, а вот реальная «нескладуха» будет еще больше…

По ценам тоже вопрос. Поставки индийского дизеля не очень ритмичны, например, с декабря 2022 года по апрель 2023-го в порту Мармара было разгружено всего три танкера. Так, танкер Dimitri, оказавшийся в Мармаре 16 февраля, вышел из индийского порта 26 января. В этот период котировки дизтоплива в Средиземном море составляли 950–1000 долл./тонна. Между тем, по данным «Консалтинговой группы А-95», партии дизтоплива якобы с этого танкера продавались вплоть до апреля и стоили для украинских трейдеров в порту Мармара 720–760 долл./тонна.

Можно было бы восхищаться действиями OPET, продающей в Украину дизельное топливо на 200 долл. за тонну дешевле, чем на рынке, но реальность совсем другая. В марте и апреле с периодичностью раз в неделю в терминал в Мармаре приходили только российские танкеры. Дорогое индийское дизтопливо, приобретенное по январским ценам, в марте и апреле финансово или физически растворилось в дешевом российском продукте. Интересно то, что с начала февраля «индийское» дизтопливо отгружают с терминала OPET в Мармаре только в турецкие и украинские порты. Поэтому вклад украинских компаний в улучшение финансового положения OPET весьма значительный.

Читайте также: Рост цен на топливо в результате повышения налогов можно предотвратить – эксперты

Опрошенные болгарские и румынские трейдеры предпочитают не работать с OPET, потому что опасаются, что могут получить российский продукт под видом индийского и оказаться под санкциями. На участие российских компаний в поставках индийских нефтепродуктов может также указывать то, что упомянутый выше танкер Dimitri 3 июня загрузился дизтопливом в Приморске, а потом отправился в сторону Мальты. Но, похоже, украинские компании это не пугает.

Вычислить и не пустить

Чтобы защититься от попадания российского топлива, Украина должна прибегнуть к решительным мерам. Первые шаги уже есть: в мае Кабинет министров Украины дополнил свое постановление №1147, и теперь происхождение каждой партии импортных нефтепродуктов следует доказать соответствующими документами международного образца. Реформа уже ударила по поставкам откровенно российского сжиженного газа через Восточную Европу, ведь оформить «левый» сертификат происхождения в Литве и Латвии как минимум очень сложно, а как максимум невозможно.

В международной практике контроль над происхождением осуществляется именно соответствующими сертификатами таможенных органов, торгово-промышленных палат и аналогичных органов. И эта специфика порождает обоснованный скепсис по поводу аутентичности сертификатов, выданных в южных странах, в частности и в Турции. Цифры четко показывают, что под видом индийского топлива с турецких терминалов в Украину нередко поступало российское ДТ, а знакомые с работой турок трейдеры знают, что в Турции можно купить любой документ. Да и как адекватно проверить, какое топливо загружает порт, который за месяц переваливает десятки сотен тысяч тонн ДТ из разных источников?

Читайте также: Индия продлила ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива: это может повлиять на покупку нефтепродуктов у РФ

Для создания эффективной системы контроля Украине просто придется лично следить за потоками, питающими источники, из которых потом нефтепродукты поступают на украинский рынок. Нет сомнений, что Европа все больше будет зажимать российские нефтепродукты, а значит, кровавое топливо будет искать новые щели, чтобы просочиться на запрещенные рынки.