Древние римляне предупреждали: "Хочешь мира - готовься к войне". К войне мы не готовились - не могли поверить в ее реальность, а тем более в то, что она придет с востока. Цена, которую нам приходится платить за свою наивность, оказалась слишком высока: человеческие жизни, бедствия, разорение… За какой мир умирают сегодня люди? Ради чего мы терпим лишения, во имя чего рвутся отношения между странами, семьями и людьми? Это испытание для нации будет напрасным, если не заставит нас думать и действовать по-новому. Например, так: хочешь победить в войне - готовься к миру. Именно такая мысль послужила толчком к написанию этого материала.
Надежда на то, что Россию можно победить на поле боя, в стратегическом плане нереальна. Слишком не равны силы: третья в мире военная машина имеет огромные материальные и человеческие ресурсы. Поэтому у России всегда будет соблазн пустить в ход силу. И нет ни одного военно-технического решения, которое могло бы спасти от агрессора, как это не удалось сделать в свое время ни с помощью линии Мажино, ни с помощью линии Маннергейма.
Еще сложнее изменить ментальность людей, проживающих на Востоке Украины. Большинство из них дезориентированы глобальной пропагандой - антиукраинской, коммунистической, пророссийской. При этом многие люди старшего поколения (а это примерно пятая часть населения Донбасса) ориентированы в прошлое - на ценности советского периода.
Есть только один путь противостоять военной экспансии и идеологии агрессии - создать общество с более высоким уровнем жизни, развитой экономикой и справедливым управлением. Общество с высоким уровнем образования и наличием социального лифта, позволяющего всякому молодому человеку достичь успеха вне системы коррупции и криминала.
Донецкий регион, где сейчас решаются судьбы нашей страны, имеет такое же значение для экономики Украины, какое имела в годы Второй мировой войны Рурская область для экономики Германии. Ее основой были горнодобывающая промышленность, металлургия и машиностроение - здесь ковался щит и меч нацистской империи. Как следствие, это был самый разрушенный войной район страны и самый депрессивный. Благодаря помощи, оказанной в рамках плана Маршалла, Рурский регион в короткие сроки преодолел разруху. В наши дни Северный Рейн - Вестфалия - процветающая земля, с современной, промышленностью, инфраструктурой, культурой.
Что мы имеем в Донбассе сегодня? Разрушенную инфраструктуру региона - экономическую, социальную, транспортную. Но что более важно, разрушена сама система жизнеустройства. Руководители потеряли контроль над происходящим, "авторитеты" утратили авторитет и уже ничего не решают на этой земле.
Миф о том, что "Донбасс кормит всю страну", развеян. Ни олигархи, ни государство, ни бизнес не сделали за 20 лет ничего для модернизации промышленности, снижения энергетической зависимости предприятий и улучшения жизни людей. Энергоемкая экономика региона по-прежнему ориентирована на восточного соседа и связана старыми кооперационными связями с такими же отсталыми в техническом плане экономиками России и стран СНГ. Разрыв этих связей воспринимается регионом и самими гражданами как жизненный крах.
Право нации, право жителей этого края решать: восстанавливать ли отсталое, неэффективное производство и изжившие себя экономические связи, или, воспользовавшись историческим шансом, подтвердить правильность европейского выбора и поставить целью создать новый Донбасс.
Как и за счет чего это сделать? Здесь и необходим "план Маршалла для украинского Донбасса". Очевидно, что ни собственными усилиями, ни зарубежными кредитами, ни усилиям наших предпринимателей в отдельных областях такую проблему не решить. Необходимо согласие страны, общества и особенно жителей Донбасса на договор, который бы поставил конкретные задачи, определил ответственность всех сторон и источники финансирования.
Мы считаем, что государство Украина должно участвовать в этом национальном проекте, выделив землю для строительства объектов промышленности, инфраструктуры и жилья. Налоговые льготы должны быть также предоставлены предпринимателям, промышленным инвесторам при обязательном условии либо коренной модернизации существующих предприятий, либо строительства новых экологичных высокотехнологичных объектов, ориентированных на альтернативные источники энергии.
Мы заинтересованы в привлечении иностранных инвесторов, которые готовы передавать самые современные технологии производства и организации управления.
Естественно, промышленный, технологический прорыв потребует концентрации усилий всего общества, что может обострить социальные проблемы. Государство должно принять специальную программу строительства современного жилья по новым дешевым технологиям, согласно мировым образцам и стандартам. На эти цели государство должно направить значимую часть внешних кредитов, предоставить существенные льготы частным застройщикам и принять программу ипотечного кредитования на срок не менее 30 лет под не более 2–5% годовых. Мы не должны тратить ресурсы на восстановление разрушенных городов, не представляющих ни стратегической, ни архитектурной, ни культурной ценности. Взамен нужно построить города современного типа, как это было сделано в послевоенных Германии, Франции, Великобритании, Голландии.
Ключевым условием успеха этого национального проекта является создание новой транспортной инфраструктуры со скоростными трассами, которые будут проходить мимо городов и позволят быстро связать населенные пункты Донбасса между собой и с другими городами Украины. Здесь от Запада нужны современные технологии, в том числе производства строительных материалов, энергосберегающие и экологически чистые производства.
По мнению экспертов, при использовании современных технологий (сэндвич-панелей, модульного строительства) можно полностью восполнить потери жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения за 2–5 лет. За такое же время должна быть решена и задача строительства сети дорог, тем более что она опирается на местный труд и материальные ресурсы.
Это поможет решить проблему занятости, особенно в условиях закрытия нерентабельных предприятий (шахт, заводов и других устаревших производств). Таким образом, часть незанятого населения сможет участвовать в устранении экономических проблем региона. Речь идет не только о ликвидации военных последствий, но и о комплексной реабилитации промышленных зон, свалок, отвалов, как это сделали в той же Рурской области, где на месте шахт сегодня шумят леса, цветут сады, а в реках водится форель. Раз сделали они - сможем и мы.
И последнее, может быть самое важное: кто будет всем этим управлять? Новые управленцы, техники, инженеры - где их взять? Сегодня ни один вуз Украины не входит в сотню лучших вузов мира, и никакими инвестициями невозможно в короткий срок вывести наше образование на европейский, а тем более мировой уровень. Выход видится в немедленном открытии центрального украинского университета, который будет создан по образцу лучших университетов мира, будет иметь собственную учебную и научную базу, возьмет учебные программы и планы из этих вузов. И главное, в течение первых семи лет в этом университете на контрактной основе должны преподавать лучшие профессора, приглашенные со всего мира, чтобы не только обеспечить выпуск современных специалистов в разных областях, но и подготовить украинских преподавателей, которые смогут в дальнейшем поддерживать уровень обучения в этом и других вузах страны. Это эффективнее, чем посылать сотни и тысячи студентов за рубеж в надежде, что они вернутся и станут работать на Родине.
Для реализации такого проекта опять-таки нужен общественный договор между государством, бизнесом и западными инвесторами, включая международные финансовые институты, частные фонды и промышленных инвесторов. Государство должно бесплатно предоставить землю и соответствующую инфраструктуру, обеспечить частному бизнесу кредиты под госгарантии и налоговые льготы для строительства такого университетского городка, а частным фирмам - дать возможность создания исследовательских лабораторий в рамках данного проекта.
Это общенациональный проект, для всей страны. Такой студенческий городок можно построить в любом удобном для этого месте.
Наши олигархи могли бы создать фонд для оплаты работы зарубежных преподавателей, в обмен получили бы возможность в первую очередь обучать в университете специалистов для своих предприятий. Такой пример есть: Европейской институт делового администрирования в Фонтенбло, под Парижем, построенный при участии мировых компаний, где обучение ведется на английском языке по программам ведущих американских университетов. Смогли они - сможем и мы!
Уже сейчас подобные предложения наталкиваются на мнение скептиков, утверждающих, что "остальная Украина не поймет и не пойдет на подобные жертвы ради одного Донбасса". Но в том и состоит задача государства, бизнеса, СМИ, политических и общественных лидеров, чтобы объяснить и убедить большинство населения всех регионов Украины (от Ужгорода до Луганска, от Чернигова до Одессы), что эта работа - задание не только и не столько для Донецка и Луганска. Это проект модернизации всей украинской жизни: от качества жилья через современное образование и модернизацию промышленности к успешному европейскому обществу. Получится на Донбассе - выиграют все!
Только так мы удержим Донбасс, остановим центробежные силы, вернем Крым, войдем в ЕС сильным равноправным партнером, а не бедным родственником с протянутой рукой.
Наличие такого "плана Маршалла для Донбасса" стимулирует другие инициативы, покажет миру наш потенциал. Вспомним историю. Общая помощь по плану Маршалла, оказанная странам Западной Европы в течение четырех лет, составила, по разным оценкам, от 12 до 15 млрд долл. (что в сегодняшних ценах составляет примерно 125 млрд). Из них Германия получила менее 10% (около 10–12 млрд в нынешних ценах). Этого оказалось достаточно для активного решения социальных проблем (обеспечения продовольствием, топливом) и позволило обществу сконцентрироваться на решении важнейших задач - строительстве новой экономики. Это более чем реалистичная сумма, которая должна убедить как отечественных, так и зарубежных инвесторов в возможности реализации нашего проекта. Выделение государством 8–10 млрд долл. в течение пяти лет - не такая уж большая плата за сохранение страны.
С чего начать и как действовать?
В условиях продолжающейся конфронтации и падения производства бессмысленно планировать рост социально-экономических показателей. Необходимо концентрировать государственные финансы, внешние инвестиции и энергию украинского бизнеса на стратегических направлениях, сформулированных в виде национальных проектов.
Сегодня такими первоочередными проектами должны стать:
- восстановление, точнее, строительство нового украинского Донбасса;
- обретение Украиной энергетической независимости, что подразумевает переход на новые технологии производства энергии и энергосбережение;
- принятие новой оборонной доктрины, ключевой целью которой должен стать переход ВСУ на технические, организационные и социальные стандарты НАТО, а одним из элементов - проект "Стена", замена российских партнеров по военно-промышленному комплексу передовыми западными компаниями, разработка и производство высокоточного вооружения;
- в гуманитарной области - создание нового университета, который будет готовить для страны современных высококлассных специалистов мирового уровня.
У нас есть всего несколько месяцев на то, чтобы государство, общество и бизнес заключили между собой договор, определяющий зоны ответственности, обязательства и права всех его участников. Государство, к примеру, взяло бы на себя оборонную и социальную функции, а также способствовало бы созданию необходимых для работы бизнеса условий. Главной задачей бизнеса стала бы модернизация украинской экономики, в том числе и энергетики. В свою очередь, общество приняло бы на себя обязательство отказаться на некоторое время от роста социальных стандартов. Чтобы не допустить социального кризиса, часть внешних кредитов можно было бы направить на первоочередные нужды населения. Это позволило бы стране сконцентрироваться на задачах восстановления. В результате таких действий будет, как минимум, сломана тенденция украинской экономики к падению с ее стабилизацией. Именно с таким общественным договором Украина и должна выйти на переговоры с Западом.
Мы, украинцы, и в первую очередь бизнесмены и политики, должны инициировать созыв международной конференции. Ее нужно очень серьезно подготовить информационно и экспертно, поэтому сейчас, не дожидаясь окончания АТО, необходимо создать экспертную группу из экономистов, промышленников, управленцев для определения объема потерь и, соответственно, объемов и направлений для вложения средств.
Необходимо привлечь лучших зарубежных специалистов в области реструктуризации предприятий, реабилитации промзон, строительстве масштабных инфраструктурных объектов, которые в течение месяца подготовили бы соответствующий меморандум с базовыми цифрами и рекомендациями в формате, понятном как нашим чиновникам, так и зарубежным инвесторам. Это, безусловно, ускорит процесс принятия решений о создании пула инвесторов и подготовки условий проведения инвестиционных конкурсов и программ заимствования на государственном уровне. Здесь, опять-таки, нужен консенсус между государством в лице Кабмина и администрации президента, которые предоставят необходимые полномочия и секторальную информацию данной группе, и бизнесом, который обеспечит средствами, создаст целевой фонд для оплаты работы экспертов.
Эта прозрачная модель сотрудничества бизнеса и государства может стать типичной и заменит сложившуюся, всеми критикуемую и ненавидимую систему коррупции. Нужно дать дорогу молодым, тем, кому сегодня до 40 лет. Над ними не довлеет тяжкий груз прошлого, они хотят и могут способствовать реальному прогрессу. Наш президент во время избирательной кампании провозгласил лозунг: "Жити по-новому!". Так вот, мы уже согласны. Пора начинать действовать. Не начнем сейчас - потеряем всю страну.
Справка
"План восстановления Европы", или план Маршалла, получил свое название по имени госсекретаря США Джорджа Маршалла, обнародовавшего инициативу 5 июня 1947 г. А уже 12 июля в Париже представители 16 западноевропейских государств, к которым впоследствии присоединилась и Западная Германия, обсудили конкретные размеры помощи, необходимой для каждой из стран.
Основными направлениями американской финансовой помощи стали субсидии и долговременные кредиты с низкой процентной ставкой, которые направлялись на конкретные цели, прежде всего, на модернизацию ключевых отраслей промышленности, восстановление разрушенной войной инфраструктуры, повышение продуктивности сельского хозяйства. А поставки продовольствия, топлива и удобрений из США сняли остроту социальных проблем в послевоенной Европе, позволив сосредоточить силы на возрождении национальных экономик. Планом предусматривались также либерализация экономической деятельности, денежная и финансовая стабилизация, развитие свободной торговли между европейскими странами и европейское экономическое сотрудничество.
Экономическая помощь оказывалась на основе двусторонних соглашений между странами и ставилась в зависимость от структурных реформ, проводимых получателями, а также выполнения некоторых жестких условий, например, отказа от национализации промышленности и вывода коммунистов из состава правительств.
Объем ассигнований по плану Маршалла (с 4 апреля 1948-го по декабрь 1951-го) составил, по разным оценкам, от 12 до15 млрд долл. (примерно 125 млрд в современных ценах), причем большую их часть получили Англия - 22%, Франция - 19, Италия - 10, Западная Германия - 10 и Голландия - 8%.
План Маршалла оказался одной из наиболее успешных экономических стратегий в истории. За сравнительно короткий период главная его цель - стабилизировать Европу и обеспечить дальнейший рост ее экономического могущества - была успешно достигнута.