UA / RU
Поддержать ZN.ua

Фермерские майданы

Пикетирование фермерами областных управлений Госземагентства и налоговой, впервые после многочисленных митингов Майдана, привлекло к себе внимание.

Автор: Светлана Орел

Пикетирование фермерами областных управлений Госземагентства и налоговой, впервые после многочисленных митингов Майдана, привлекло к себе внимание. Более двух сотен фермеров из Бобринецкого, Новомиргородского, Компанеевского, Знаменского районов держали лозунги: "Что изменилось, если взятки остались?", "Землю - местным общинам!", "От налоговых объяснений земля лучше не родит!". Конкретным поводом для пикетирования стала ситуация с землей фермера из села Новоградовки Бобринецкого района Андрея Каспришина. Он более десяти лет арендовал землю, осенью, как настоящий земледелец, вспахал ее. Срок договора аренды истекал, и Андрей, как и положено, подал документы в главное управление Госземагентства, обоснованно рассчитывая, что он как добросовестный арендатор имеет первоочередное право на продление договора аренды.

Только позже он заметил, что на его бумагах дату принятия поставили, а номер - нет. На его обращение в Госземагентстве отвечали, что документы рассматриваются. Когда же истек срок его первоочередного права на дальнейшую аренду, оказалось, что документы неправильно оформлены (нет номера), а на землю претендует другой человек.

Фермеры расценили это как продолжение политики выстраивания взяточнических схем и вышли на пикетирование.

Чья земля?

Среди основных требований - передача всех земель в собственность сельских общин, установление границ населенных пунктов так, чтобы вся земля была учтена, проведение комплексной проверки законности составления и переоформления земельных договоров, публичный отчет о деятельности главного управления Госземагентства в Кировоградской области за прошлый год. Одним словом, фермеры требуют прозрачности в земельных отношениях, прекращения взяточничества и злоупотреблений.

Возможно, в другое время это пикетирование, несмотря на массовость, прошло бы незамеченным, но сейчас атмосфера в обществе изменилась. К пикетирующим пришлось выйти начальнику главного управления Госземагентства в области Антону Куценко, директору департамента агропромышленного развития облгосадминистрации Сергею Кореняку, первому заместителю начальника главного управления Миндоходов Сергею Колотухе. Дискуссия продолжилась и в прямом эфире областной телерадиокомпании.

Антон Куценко сразу заявил, что договор с фермером Андреем Каспришиным таки не был продлен из-за неправильного оформления документов (в подобных случаях он усматривает вину сертифицированных инженеров-землеустроителей, которые должны помогать фермерам). Но ситуацию прояснили, и земельный участок будет предоставлен тому, кто его обрабатывал до сих пор.

Понятно, что не нужны были бы никакие пикетирования, если бы подобные конфликты решались так просто. Алексей Цокалов, председатель ассоциации фермеров и частных землевладельцев Бобринецкого района, говорит, что до сих пор существовала негласная такса на продление договоров аренды - 300 долл. с гектара. Фамилий, разумеется, никто не называет, но Богдан Андрющенко, который в свое время добровольно ушел с должности заместителя председателя облгосадминистрации, утверждает, что областной власти давались установки собирать определенную сумму денег и передавать в Киев. А как и кто умудрялся их собрать, это дело того, кому поручалось это делать. Со своей стороны, Алексей Цокалов заверил, что его коллеги, которые раньше соглашались давать большие или меньшие взятки по требованию или для ускорения решения дела, теперь откажутся это делать.

Разумеется, чиновники открещивались от существования какой-либо коррупционной составляющей, но и Антон Куценко, и его заместитель Игорь Збержевецкий заверили, что они готовы предоставить отчет о деятельности управления за прошлый год, а также инициируют создание общественного совета, который бы контролировал принятие решений и в случае необходимости мог апеллировать и к областной власти, и к правоохранительным органам. Такой совет должен быть сформирован в течение месяца.

По мнению фермеров, с которыми соглашается и руководитель управления Госземагентства, более действенным и эффективным средством стало бы возвращение права распоряжаться всеми землями (включая государственные земли запаса и резерва, а также водоемы) сельским территориальным общинам. Такое право у них было до 2001 г., потом на некоторое время эти полномочия были переданы в ведение райгосадминистраций, а позже - Госземагентству. И каждый раз, как признает Антон Куценко, уровень прозрачности заключения и продления договоров на пользование земельными участками снижался.

Конечно, обеспечить идеальное состояние и предельную справедливость в этом вопросе вряд ли удастся, даже передав это право сельским общинам (примеров злоупотреблений, а иногда и просто преступлений в земельных вопросах и при такой системе также известно немало. - Ред.), но все же фактор коллективности в принятии решений, да и активизации самих крестьян может сыграть положительную роль. Сергей Кореняк заверил фермеров, что соответствующий законопроект МинАПК уже передало в Верховную Раду.

"Урожайность" налоговых запросов

Наше главное фискальное ведомство уже давно объявило, что оно идет навстречу простым налогоплательщикам и превращается в сервисный центр. Улыбающиеся красавицы сообщали об этом на многих билбордах по всей стране. Как же были воплощены эти благие намерения? Количество проверок, возможно, и сократилось, но фермеры регулярно, как утверждает Алексей Цокалов, иногда и дважды в месяц начали получать налоговые запросы.

- Мы имеем право получать от плательщиков налоговую информацию, - объясняет Сергей Колотуха. - Это вопрос контроля, ведь в запросах речь идет о контрагентах, зернотрейдерах, плательщиках НДС. Мы должны отслеживать и анализировать эту информацию.

Сергей Рожкован, председатель антикоррупционного комитета Бобринецкого района, утверждает, что налоговая, получив ответ на запросы, сравнивает операции за текущий период и аналогичный прошлых лет. В случае увеличения объемов операций (а это и урожайность, зависящая от погоды) от фермеров требуют предоставить документы на каждую операцию за последние три года. Какие культуры сажали, какой урожай собрали, каким транспортом вывозили, в каких складских помещениях хранили, какие средства производства и на каких основаниях были приобретены, кому, сколько и чего было продано и т.п.

Фермеры, разумеется, возмущены таким придирчивым контролем, который просто мешает им нормально работать. Сергей Колотуха отмечает, что они имеют право не отвечать на запросы, но тогда появляется основание для проведения плановой проверки.

Здесь следует принять во внимание еще и такой фактор, как особенность психологии сельского труженика. По словам Алексея Цокалова, из 78 фермеров Бобринецкого района только он и Виктор Чмиленко (погиб на Майдане 20 февраля) нашли в себе смелость не отвечать на упомянутые запросы. Остальные покорно подают запрашиваемые документы столько раз, сколько запросов получают. Как заметил Богдан Андрющенко, многое зависит от аналитика, составляющего подобные запросы. Если есть основания требовать те или иные документы от конкретного фермера, это одно, но, очевидно, составляется максимальное количество вопросов и присылается всем одновременно. Якобы для перестраховки. Такой подход переводит в совсем другую плоскость отношения налоговой и фермера. Как вполне обоснованно утверждает Алексей Цокалов, должны быть логика и презумпция невиновности.

Сергей Колотуха, заявляя, что надо идти навстречу фермерам, все же не соглашается с необходимостью максимально упростить отношения с ними. Мол, они и так находятся в привилегированном положении, ведь не платят налог на прибыль и НДС.

И хотя в ходе беседы, по точному высказыванию Богдана Андрющенко, создавалось впечатление, что люди разговаривают на разных языках, хорошо уже то, что такая дискуссия состоялась. Она показала, насколько отличаются интересы, образ мышления производителей и чиновников. Для того же, чтобы государство было эффективным и комфортным для граждан, это различие нужно сокращать. Ситуация с кировоградскими фермерами показывает, что это непросто. Майдан добился того, что чиновники теперь более охотно идут на диалог. Но разрабатывать более эффективные, гибкие отношения в каждой области, в каждом деле - это большой труд, который еще впереди.

P.S. Пресс-служба Кировоградской облпрокуратуры сообщила, что проверка деятельности главного управления Госземагентства в Кировоградской области выявила: значительная часть решений о выделении гражданам земельных участков в собственность или пользование являются незаконными. Только на протяжении этого года от физических и юридических лиц в управление поступило 1738 обращений по вопросам распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, удовлетворены всего 283. В прошлом году из 4895 таких заявлений удовлетворены только 1130. Проверка поданных заявлений и приложенных к ним материалов установила, что управление отвечало отказом заявителям по надуманным основаниям, не предусмотренным действующим законодательством. Вместе с тем решения об удовлетворении заявлений в значительной степени законодательно необоснованны. Более того, положительные решения часто принимались в том случае, когда заявитель на получение земли имел высокий социальный статус.