UA / RU
Поддержать ZN.ua

Люстрация на воздух?

Одним из ключевых требований Майдана являлась очистка экономики от коррупционных схем. Насколько соответствуют данным принципам последние назначения в крупнейшем аэропорту страны?

Автор: Сергей Уманский

Одним из ключевых требований Майдана являлась очистка экономики от коррупционных схем. Было, конечно, понятно, что этот процесс не будет простым и вызовет сопротивление на всех уровнях. Собственно, об угрозах его "забалтывания" уже не раз писало ZN.UA (да и далеко не только ZN.UA).

"Можно ли построить новый дом из гнилых обломков старого? Можно. Но он развалится гораздо быстрее".

К сожалению, к лету и без того осторожного оптимизма в этом вопросе практически не осталось. Слишком часто идет банальное перетасовывание старой колоды. Яркий пример - сфера авиаперевозок.

Через аэропорт "Борисполь" проходит львиная доля авиаперевозок страны - он всегда привлекал к себе повышенное внимание. Несколько лет назад им заинтересовалась Семья бывшего президента Януковича, точнее, его старший сын Александр. Он тогда вместе с партнерами занялся авиабизнесом. Партнерами с его стороны выступили одесские бизнесмены Кауфман и Грановский, получившие в управление Одесский и Симферопольский аэропорты.

Работа шла по классической схеме раздела вершков и корешков. Профинансировать проект собралось государство. А вот потенциальный портфель заказов (заметим - гарантированных государством) у компаний, дружественных господам Кауфману и Грановскому, достигал 3 млрд грн только по двум аэропортам. Причем строительство поручили малоизвестной, не имеющей опыта работ, зато очень "правильной" стройкомпании.

Там цифры "частно-государственного партнерства" были на редкость впечатляющими. К примеру, планировалось, что 99,77% реконструкции взлетно-посадочной полосы Одесского аэропорта будет происходить с участием державы и "аж" 0,23% придется на долю частных "фактических владельцев" аэропорта. Кстати, компания-строитель ("Спецрембуд") собиралась осваивать 200 млн долл., имея уставный фонд в "целых" 20 тыс. грн инвестора из села Кривое Озеро.

Вот представителей этой бизнес-группы и перебросили на усиление в "Борисполь". Летом прошлого года аэропорт возглавил Алексей Кочанов, а его замом стал Сергей Гомболевский. Одесситы бодро взялись за дело, выстраивая бизнес вокруг дружественных им компаний. Впрочем, полностью завершить процесс они не успели - Янукович бежал из страны.

Учитывая роль "Борисполя" в приоритетном обслуживании "косяков" бизнес-чартеров с беглыми чиновниками и привластными бизнесменами, встал вопрос о смене руководства аэропорта. И его действительно сменили. В марте новый министр инфраструктуры Украины Максим Бурбак уволил старого руководителя Алексея Кочанова и назначил нового… Сергея Гомболевского (т.е. человека из той же команды). Ранее в Одессе он трудился исполнительным директором управляющей компании ООО "Аэропорт Одесса", т.е. структуры, дружественной Кауфману и Грановскому. Забавно, что одним из первых приказов нового руководителя стало возвращение в штат аэропорта его жены (она там теперь главный экономист).

Но самым сенсационным назначением оказался очередной, третий по счету, возврат в топ-менеджеры аэропорта "Борисполь" Бориса Шахсуварова. Он стал первым заместителем генерального (причем, по данным ZN.UA, сначала в министерстве именно его и хотели видеть главным).

Слов нет - в знании Борисом Рафаиловичем аэропорта трудно сомневаться. Как, впрочем, и в том, что львиная доля "чудес", происходивших в аэропорту и вокруг него, случилась в периоды, когда он входил в его руководящий состав. Тогда же госорганы его подозревали в хищениях в особо крупных размерах. Следствие предполагало, что значительная часть государственных средств, выделенных на строительство терминала F, была якобы им выведена на счета частных фирм. Впрочем, до суда дело не дошло.

А так как его увольняли при Януковиче, теперь он может смело считать себя жертвой "злочинної влади". Впрочем, по ряду данных, Шахсуваров никогда не был в "Борисполе" чужим человеком - близкая ему компания "Аэропорт Менеджмент" имеет приличный кусок припортовых услуг.

И что интересно, уволенный нынче с поста гендиректора Алексей Кочанов сейчас сменил на посту гендиректора "Аэропорт Менеджмент" Шахсуварова. В общем, "на манеже все те же"!

На фоне новых назначений особенно иронично звучат слова глава Люстрационного комитета Егора Соболева: "Люстрация имеет целью отстранить навсегда от возможности занимать государственные должности и баллотироваться в органы самоуправления и законодательной власти тех лиц, которые превратили Украину в мафиозную клоаку... Это гарантия того, что люди, которые себя дискредитировали, опозорили страну, прямо или косвенно причастны к коррупционным схемам и ущемлению демократических свобод, больше никогда не смогут принимать решения в этом государстве".

Интересно, насколько соответствуют данным принципам последние назначения в крупнейшем аэропорту страны?

Зато министерство снова анонсировало масштабную программу "покращення". Министр заверил, что в ближайшее время будет расширен перрон в терминале D, туда же перенесут внутренние рейсы, завершат строительство паркинга. Пообещали даже наладить нормальное (не по тройной цене) питание пассажиров. Хотя реально за три месяца смогли более-менее разобраться лишь с убыточной службой такси в аэропорту.

Интересно, что одновременно министерство планирует провести масштабный аудит деятельности "Борисполя". Хотят проверить все заключенные контракты; все проекты, которые были реализованы в аэропорту за последние годы. Особое внимание будет уделено финансированию строительства в рамках подготовки к Евро-2012. Проверять там действительно есть что, ведь стоимость проекта волшебным образом подскочила в несколько раз. Если сначала речь шла о сумме в 250 млн долл., то на финише тогдашнее правительство гордо отрапортовало, что было "освоено" 600 млн.

То, что "освоено" было много, очевидно, но вот насколько в обнародовании нюансов освоения заинтересован тот же Шахсуваров, руководивший аэропортом в самые "горячие" 2008–2011 гг.?

Кстати говоря, очень неплохо заодно проверить и деятельность инвесторов Одесского аэропорта. Точнее, разобраться, кто все-таки стоит за их замечательными конторками, сколько привлечено денег, и сравнить эти суммы с вкладом государства. Благо, что ряд ключевых фигур сейчас совсем рядом с Киевом.

Одесские власти давно собираются расторгнуть договора, но раньше этому мешал патронат Семьи. Интересно, что мешает разобраться сейчас? Что-то можно списать на горячку постреволюционного времени и нехватку времени у министра и его аппарата. Но ошибки тоже могут переходить в стиль работы. Не хотелось бы, чтобы новая власть пробежалась по старым граблям или чтобы в списках на люстрацию появлялись фамилии уже майдановских чиновников.