UA / RU
Поддержать ZN.ua

Глобальную стратегию Китая понимают ложно: почему она не похожа на советскую или русскую

Китай ищет сторонников в Европе, продвигая географический и экономический фактор как базис для объединения.

Европейское турне Си Цзиньпина – одна из главных политических тем последних дней во всем мире. Связи Пекина с европейцами заметно просели, а возобновление доверительных отношений – задача невероятно сложная. Об этом пишет доцент института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко Виктор Константинов в статье «Китай хочет изменить мировой порядок. Чем это грозит Украине» на сайте ZN.UA.

Читайте также: Рынок товаров "зеленой" энергии: США готовы ввести 100% пошлину на импорт китайских электрокаров - FT

На пути к его выполнению хватает препятствий — усиление автократии в Пекине, недобросовестная конкуренция и промышленный шпионаж со стороны китайских компаний, консолидация Запада (и усиление влияния США на европейцев), китайская агрессивная политика в Восточной Азии и, наконец, поддержка, которую Пекин оказывает России.

У этого турне была очевидная сверхзадача — заявить о китайском видении мирового порядка и «завербовать» в Европе единомышленников, согласных с предложенной Пекином глобальной политической архитектурой. Геополитический манифест Си Цзиньпина продвигался открыто и активно. Ведь то, что многие комментаторы восприняли как очередные ничего не значащие фразы — «многополярность», «независимая политика ведущих государств», «автономность решений» — на самом деле и были главными месседжами Си для европейцев.

Читайте также: США и Китай договорились усилить сотрудничество в борьбе с изменением климата, несмотря на торговую напряженность

Публичная повестка дня европейских переговоров Си Цзиньпина ожидаемо охватывала все острые проблемы современности. Во Франции акцент был сделан на свободной торговле, активном вовлечении Глобального Юга в мировые политические процессы, «глобальной ответственности» великих держав и глобальном же «олимпийском перемирии» на время Игр в Париже.

В Сербии самыми заметными стали заявления об угрозе вмешательства Запада для территориальной целостности стран в разных уголках мира (явная отсылка аудитории к проблемам Тайваня и Косово), об «агрессивности НАТО» и «американском вмешательстве».

В Венгрии главными темами стали свобода инвестиций, недопустимость протекционизма (речь, конечно, шла исключительно о протекционизме стран Запада, «жертвой» которого стал Китай и косвенно — его ближайшие партнеры, такие как Будапешт) и необходимость ставить в приоритет мировой политики экономическое сотрудничество.

Читайте также: Китай "заигрывает" с Европой и стремится использовать разногласия на Западе ‒ VOA

Китайскую глобальную стратегию часто понимают ложно. Ее отождествляют с советских времен холодной войны, а также с современной российской политикой на том основании, что во всех этих случаях главным оппонентом являются Соединенные Штаты.

Пекин видит мироустройство по-другому. Он хочет в тишине и покое установить гегемонию в Восточной Азии и только потом расширять свое влияние дальше. Да, в далекой перспективе такой сценарий также должен привести к столкновению с США. Но здесь и сейчас КНР нужна реальная многополярность, чтобы Вашингтон отвлекался на другие центры силы и не мог мобилизоваться против Китая. В Париже Си заявил, что Китай и Франция «должны отстаивать свою независимость и совместными усилиями предотвратить новую холодную войну или блоковое противостояние». Взгляд Си на роль КНР и ЕС очевиден: они могут выступать как самостоятельные центры силы, островки нейтралитета в нынешних войнах, и тем самым гарантировать, что региональные конфликты не перерастут в мировую войну.

При этом в ЕС за месяц до выборов, которые пройдут 6-9 июня, опросы указывают на всплеск популярности правых, но центристы, скорее всего, удержат власть в Европарламенте.