UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спиной к Европе

Когда вернут пассажирам поезд, 50 лет курсировавший по маршруту Киев-Берлин?

Автор: Елена Новикова

Ветер перемен повеял и в Министерстве инфраструктуры Украины. В одном из первых интервью вновь назначенного министра Максима Бурбаки шла речь о планах реформирования инфраструктуры, в частности, в области железнодорожного транспорта. Пришло время обратить внимание нынешнего руководства министерства на одно из безответственных решений прошлой администрации, каким, на наш взгляд, является отмена с 30 сентября 2012 г. поезда Киев-Берлин, который 50 лет связывал столицы Германии, УССР и независимой Украины. Для украинцев, проживающих за рубежом, а также иностранцев, это было не только неудобным, но и очень странным решением. Ведь через Берлин, в котором проживают, по официальным источникам, 20 тыс. украинцев, пролегал путь и в другие европейские страны, где, по данным миграционных служб, трудилось порядка 250 тыс. выходцев и граждан Украины. Автобусы и самолеты не могут удовлетворить запросы такого количества мигрантов для поездок на Родину и возвращения в Европу, да и в неблагоприятных погодных условиях железнодорожный транспорт незаменим. К тому же, Украина тогда готовилась к подписанию ассоциации с Европейским Союзом. Отмену поезда Киев-Берлин мы посчитали ошибочным решением: ведь у Украины с Германией много совместных деловых, культурных, научных и благотворительных проектов. Маршрут Киев-Берлин фактически содействовал немецко-украинскому сотрудничеству в области обмена делегациями, туристами, поездкам в Германию для оздоровления больных детей и сирот Украины. В течение почти полутора лет мы пытались выяснить причины этого решения. Сейчас располагаем рядом сведений, на основании которых при доброй воле и согласии нынешнего руководства министерства инфраструктуры можно было бы надеяться на возвращение популярного маршрута Киев-Берлин, о чем мечтают сотни людей.

После отмены прямого киевского поезда в конце 2012 г. в Берлин предлагалось следовать с пересадкой в Варшаве, что было крайне неудобно для инвалидов, семей с детьми, пожилых, пассажиров с большим багажом, так как носильщиков по прибытии поезда на вокзале не было. В ответ на жалобы администрация "Укрзалізниці" разъяснила, что немцы в одностороннем порядке повысили оплату за проезд по территории Германии, что существенно удорожило цену билета для пассажиров. А вот летать самолетом значительно дешевле… Хотелось удостовериться, только ли это было причиной отказа от столь популярного маршрута. В Украине сложная финансовая ситуация? Но к ЧМ по футболу 2012 г. нашлись деньги на покупку дорогих корейских поездов "Хёндэ". Много средств тратилось на массу поездов ближнего и дальнего следования в Москву, Санкт-Петербург, другие российские города, в Казахстан… Другая причина - лоббирование интересов какого-то олигарха, причастного к авиалиниям, к аэропорту "Борисполь"? (Неслучайно после отмены поезда количество проданных билетов на самолет в немецком направлении резко возросло. Значит, олигарху денег прибыло…) Мы не исключали и скрытые политические мотивы. Может, неслучайно общее количество железнодорожных маршрутов из Украины в европейское зарубежье значительно сократилось. Разветвленная сеть поездов за рубеж, доставшаяся от СССР независимой Украине (раньше они следовали в 15 стран: Польшу, Германию, Италию, Австрию, Словакию, Чехию, Румынию, Венгрию, Сербию, Македонию, Болгарию и т.д.), теперь почти разрушена. Вместо украинских составов в Европу и на Балканы в Киеве стали цеплять по одному вагону к транзитным московским поездам в Австрию, Чехию и Словакию, Венгрию, Болгарию и т.д. Теперь для Украины осталось одно свое "окно в Европу" - через Варшаву, куда прибывает поезд из Киева. А дальше добираться до Берлина на польском дневном. Обратим внимание, что все существующие сейчас в Украине маршруты развернуты спиной к Европе и нуждам сограждан. Это похоже на возведение нового "железного занавеса", свидетельствует об ограничении права соотечественников за рубежом на свободу и выбор средства передвижения. Украинцев почти отрезали от Родины. Наши догадки о политической подоплеке отмены поезда Киев-Берлин подтвердились в начале 2014 г. информацией из публикации И.Македон в интернет-издании "Центр транспортных стратегий". Оказывается, отмена поезда в Берлин диктовалась политикой правительства Януковича вообще переориентироваться на Восток, расширить диапазон пассажироперевозок в направлениях Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Молдова. А еще добавить поезда в Россию и практически отказаться от поездов в Европу. Планировалось ограничить движение по маршрут Киев-Варшава несколькими днями в неделю. Та же участь была уготована замечательному скоростному поезду Львов-Краков - он тоже должен был ходить только несколько раз в неделю (якобы из-за высокой цены билетов нет должной наполняемости состава). Выгоднее было бы учесть низкие платежные возможности наших граждан, удешевить стоимость билетов и от этого выиграть экономически в целом.

А тем временем от отмены поезда Киев-Берлин уже полтора года страдает украинский и немецкий бизнес. К примеру, много немцев основали дело на Волыни, голландец открыл цветоводческую ферму под Коростенем, польский менеджер продвигает новации в своей стране по выращиванию конопли для фармацевтики и текстильной промышленности, которые разрабатываются в украинском НИИ в Глухове и т.д. Все они пользовались поездом Киев-Берлин. А теперь простаивают на машинах по шесть часов на границе. Затруднено передвижение из отдаленных районов Полесья как в Киев, так и в Европу. Ранее жители региона могли через узловые станции Ровно, Здолбунов, Сарны, Рафаловка, через которые следовал поезд Киев-Берлин, попадать и в Киев, и в города Европы. Представители немецкого бюро железнодорожного туризма в Берлине также сетуют на отмену этого поезда. Ведь их работа - развитие популярного сейчас в Европе железнодорожного туризма на востоке, в Украине, который принес бы немало средств от продажи билетов в местную экономику. А это, в свою очередь, способствовало бы модернизации нашей железной дороги. Немцев возили на украинскую старейшую в Европе узкоколейку, которую включили в недавно опубликованный в Германии каталог объектов европейского железнодорожного туризма. Есть в Берлине немецкие и украинские специалисты, которые по контракту работают в Украине. Есть украинские студенты, обучающиеся в разных городах ФРГ… Всем им нужен поезд Киев-Берлин.

Весь 2013 г. мы обращались за разъяснениями отмены такого важного маршрута в Министерство инфраструктуры Украины, в администрацию УЖД. В ответах руководство указывало мотивацию - повышение немцами в одностороннем порядке стоимости проезда по территории ФРГ и недостаточную наполняемость поездов. Мы обратились с запросом к немцам, чтобы узнать их точку зрения. В официальном ответе руководитель отдела Немецкой железной дороги Deutsche Bahn по сотрудничеству железных дорог-партнеров Вернер Питч (Werner Pietsch) сообщил главе Центрального объединения украинцев Германии в Берлине г-же Людмиле Млош, что до определенного времени поезд "Укрзалізниці" Киев-Берлин и поезд Москва-Берлин РЖД совместно проходили по территории ФРГ от Франкфурта на Одере до Берлина и стоимость проезда делили пополам. Когда РЖД продлила маршрут своего поезда от Берлина до Парижа, немецкие железнодорожники несколько раз предупреждали руководство УЖД о необходимости переписать договор о совместном прохождении. Суть сохранялась, следовало только зафиксировать новый номер маршрута московского поезда после продления его до Парижа. Простая формальность. Украинская же сторона по каким-то причинам не переоформила договор, возможно, из-за халатности, и, разумеется, уже должна была платить сама за свой проезд по немецкой территории, таким образом, сумма увеличилась. УЖД сама себя наказала, а заодно - и постоянных украинских и немецких пассажиров этого маршрута. Немецкие железнодорожники до сих пор недоумевают, почему поезд, который связывал Берлин и Киев 50 лет, украинская сторона внезапно отменила. Так что руководство УЖД и Министерства инфраструктуры Украины в своих ответах лукавило, приписав повышение стоимости билета сугубо немецкой стороне. Немцы имели основание время от времени высказывать претензии к техническому состоянию наших составов, иногда к качеству обслуживания и низкой квалификации персонала. Это можно было учесть и исправить в наших же интересах. Организатор берлинского бюро железнодорожного туризма Мартин Копечке, который десятки лет отправлял данным маршрутом немецких туристов в Украину, вместе с коллегой Петером Коллером ратует за немедленное возвращение поезда. В то же время он отмечает ряд досадных случаев. Например, из купе выставили пожилую немецкую пару, чтобы достать контрабандные сигареты, а за моральный ущерб вручили им шоколадку. Или как к чемпионату по футболу-2012 прислали из Киева в Берлин состав для зарубежных болельщиков из 12 вагонов, из которых восемь из-за плохого технического состояния в Германию не пропустили… Сколько наших денег вылетело в трубу! Кроме ссылок на немцев, повысивших плату за проезд, руководство "Укрзалізниці" ссылалось на отмену маршрута по причине не всегда полной загрузки поезда. Но ведь это было учтено, и в некоторые периоды поезд ходил через день. К тому же, и в Европе такое бывает, но поезда не отменяют. Здесь учитывают, прежде всего, интересы людей: ходят скорые поезда днем и ночью, ходят и региональные, которые останавливаются у каждого столба.

Мы понимаем, что у нашей железной дороги много проблем. Определенное неудобство представляет смена колеи при пересечении границы. Однако при желании этого неудобства можно избежать благодаря известному изобретению польского инженера, значительно ускоряющему процесс смена колеи. Впрочем, наши многострадальные пассажиры для возможности попасть в Берлин прямым поездом из Киева готовы терпеть простаивание для смены колеи на границе. Все равно для многих это удобнее, доступнее и надежнее, чем ехать автобусом и самолетом. Поезд нужен не только рабочим и студентам, курсирующим по маршруту ФРГ-Украина. Украинцам доступнее посылать детей к дедушкам-бабушкам в Украину на каникулы прямым поездом. Удобнее и многочисленным группам туристов и творческим коллективам с большим багажом. Понятно, что наши вагоны и локомотивы после длительной эксплуатации требуют обновления, но и по сей день, несмотря ни на что, люди благодаря им все еще могут ездить в командировки, к родным, отдыхать в разные уголки нашей страны и за рубеж. Ведь в Варшаву и сейчас ходит все тот же берлинский состав, так почему же его не пустить по старому маршруту до Берлина? К тому же, приходилось ездить за границей на подобных ночных поездах, но условия там иногда уступали даже нашим составам (например, состав из Лугано в Берлин). Ни проводника, ни освещения в холодном вагоне не обнаруживалось. Так что наши поезда даже получше некоторых зарубежных. Дорого "Укрзалізниці" платить самой за проезд по немецкой территории до Берлина - это так. Однако восстановить приоритетный маршрут в Германию теперь уже после подписания части документа об Ассоциации с ЕС, да еще в страну, с которой связывает так много проектов - дело престижа нашего государства. Сэкономить можно на чем-то другом. Да и после отмены огромного количества составов за рубеж все-таки сэкономлены какие-то средства, которые можно было бы использовать для поезда Киев-Берлин. Возможно, если составы РЖД продолжат ходить по территории Украины, допустимо либо ввести для них плату за проезд по Украине, либо компенсировать расходы УЖД совместной уплатой за дорогу от Франкфурта-на-Одере до Берлина. Как это имело место ранее. Можно в нынешнее непростое время путем дипломатии такой вариант реализовать? Кстати, немецкие специалисты из бюро железнодорожного туризма предлагают вновь включать в состав поезда Киев-Берлин вагон на Симферополь, как это было раньше, что пользовалось у иностранцев большим спросом и сейчас могло бы принести украинской стороне доход.

Украинцы Берлина помогали Майдану, чем могли. Передавали деньги, медикаменты через автобусы и маршрутки. Как бы пригодился тогда прямой ежедневный поезд из Украины в ФРГ! Украинские волонтеры и сейчас опекают наших раненых, которые находятся на лечении в немецкой столице. Мы надеемся, что новое руководство Министерства инфраструктуры Украины с пониманием отнесется к проблемам железнодорожного сообщения жителей Украины и украинцев, находящихся за рубежом.

Хотелось бы также обратить внимание на вопрос проезда льготников. Кажется, наши люди настолько ущемлены во многих своих правах, что не стоит у них отнимать эту помощь. Зато хорошо бы спросить с тех, кто закупал корейские скоростные поезда, не проверив их пригодность к нашим условиям. С тех, кто не давал заказы на профильные отечественные Крюковский и Львовский заводы, что было бы значительно дешевле для обновления железнодорожного парка. Спрос и с тех, кто выкупил право на грузовые перевозки за рубеж и озадачился получением выгоды от строительства нового туннеля за государственный счет. Руководству "Укрзалізниці" следует подумать об элементарном удобстве пассажиров. Давно пора убрать, например, киоск с продуктами на втором этаже центрального вокзала между эскалатором и спуском на первый этаж, который загромождает проход людей с багажом в нарушение всех допустимых норм. Для удобства и здоровья пассажиров следует вернуть на прежнее место большой туалет на втором этаже и не гнать людей с багажом на улицу в подвал в камеру хранения… Хорошо бы восстановить в почтовом отделении телефоны-автоматы и продавать телефонные карточки, а не гнать людей к "Макдональдсу" через всю площадь с багажом. На всех вокзалах в Европе, несмотря на широкое распространение мобильной связи, есть телефоны-автоматы с обслуживанием монетами или карточками. Все же и у нас в первую очередь нужно думать об интересах людей. Вспоминаются богатые киевляне царской России, которые умели хорошо вести дело и получать немалые доходы, при этом отдавая на нужды города определенный процент. Стараниями таких людей, как представители семьи Терещенко, Дегтярев и другие благотворители, в Киеве были построены приюты для бедных и вдов, рабочих, больных туберкулезом, для сирот и еврейских детей, родители которых пострадали от погромов, а также гимназии, больницы, библиотеки, дома для обществ грамотности, зданиями которых мы пользуемся и по сей день.. С таких людей нужно брать пример нынешним согражданам - владельцам капиталов.

Очень надеемся, что слова министра инфраструктуры Украины М.Бурбаки о внимании к нуждам людей получат реальное воплощение в жизни.