UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Коммуналка" на шпагате

Между "конспиративным" и стимулирующим тарифами

Авторы: Елианд Гоцуенко, Надежда Гоцуенко

Критическое, а согласно более жестким экспертным оценкам - катастрофическое состояние жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) требует особого внимания общества и неотложных действий всех ветвей власти, продуманных, выверенных реформ. И если вниманием общества и парламента проблема не обойдена (разрабатывается и принимается немало законопроектов, вокруг болезненной проблемы не утихает полемика, поступают предложения, что делать с отраслью, дабы вообще не лишить людей бытовых удобств и крыши над головой), то с проведением результативных реформ дела обстоят сложнее и не так однозначно.

"Тепловые удары"
от коммунальщиков

Резкое и длительное (с начала ноября до середины января) потепление показало - системы коммунального обслуживания находятся в таком плачевном состоянии, что у них возникают неразрешимые проблемы не только из-за лютых морозов, но и от… тепла. Затяжной "тепловой удар" посреди зимы вместо того, чтобы воспользоваться возможностью сэкономить энергоресурсы, вызвал чуть ли не панику как среди коммунальщиков, так и среди пользователей центральным отоплением. Первые, используя устаревшее оборудование, не имея возможности регулировать производство и подачу тепловой энергии, действовали не по погоде, а по календарю, не меняя тепловой режим котельных. Зафиксированы факты, что даже в Крыму, когда в море купались не только "моржи", коммунальщики продолжали "кочегарить" по полной зимней программе. Потребители, спасаясь от избыточного тепла в квартирах, настежь открывали окна и двери, писали жалобы, недоумевая, почему коммунальщики тратят дорогой газ даже не впустую, а во вред потребителям.

Представители домохозяйств, сопоставившие платежки за отопление, удивлялись еще больше. Большинство из них убедились, что вне зависимости от того, что там на дворе - мороз или плюсовая температура, оплата за услуги центрального отопления не становится меньше. При таком расточительстве, охватившем всю страну, даже снижение цен на газ не в состоянии остановить деградацию ЖКХ, снискавшего себе худую славу самой болезненной отрасли страны.

Дела в ней не то что не идут на поправку, а постоянно, особенно в последнее время, ухудшаются, неуклонно приводя к банкротству. С одной стороны, субвенции, поступающие из госбюджета через Министерство регионального развития и ЖКХ, уже не покрывают дефицита средств во всех регионах, и потому их распорядители действуют избирательно: одним регионам выделяют средства в полном объеме, другим - в урезанном виде, а третьих и вовсе оставляют без поддержки. С другой стороны, частный капитал не заполняет образовавшийся вакуум, и предпосылок к тому, что ситуация изменится, не видно. Да и придут ли солидные инвесторы в отрасль, где нет конкурентной среды, а ведение бизнеса связано со многими неизвестными? Кого из предпринимателей, кроме тех, кто хорошо ориентируется в хитросплетениях специфического бизнеса, может привлечь отрасль, которая вместо просчитываемых легальных прибылей приносит припрятанные в убытках доходы?

По данным профильного министерства, в сфере водоснабжения себестоимость тарифов на услугу покрывается на 66,5%, а в теплоснабжении - на 57,3%. Но эксперты выражают сомнения в точности этих и других показателей. И имеют основания. В ходе недавно проведенного мониторинга производителей услуг выявлены факты, свидетельствующие, что даже технологический учет теплоэнергии налажен не везде. В разгар отопительного сезона, на 5 декабря 2013 г., многие котельные и другие генераторы тепла работали "вслепую", определить, какое количество тепла они производят и производят ли вообще, не могут ни потребители, ни инспекторы, т. к. не установлены измерительные приборы. В Киеве такую "безучетную технологию" применяет почти треть предприятий, производящих тепловую энергию, в Одесской и Сумской областях - соответственно каждое четвертое и пятое.

Еще хуже ситуация с учетом транспортирования, доставки услуг к потребителям. Из сведений, полученных на запрос разработчиков законопроекта о коммерческом учете и коммунальных услугах, складывается удручающая картина. Жители многоэтажек, уплачивая конкретные суммы, зачастую получают взамен не определенные ни по количеству, ни по качеству услуги. Ведь их дома обеспечены средствами учета холодной воды всего на 24% от потребностей, горячей - на 19, тепловой энергии - на 31,6%. Для обеспечения учета в полном объеме необходимо установить более 146 тыс. приборов учета холодной и горячей воды и более 72 тыс. измерителей тепловой энергии. На это, по оптимистическим прогнозам, потребуется не менее трех лет и 3,8 млрд грн.

Однако лишь учетом ситуацию не исправить. Необходима модернизация сетей, установка оборудования, регулирующего производство и доставку услуг к местам их потребления. На это нужно средств на порядки больше. И хотя в "реформаторской" шумихе вокруг ЖКХ недостатка нет, на главные вопросы: в каком направлении двигаться, из каких источников черпать необходимые средства, ответов по существу нет.

Директор Института города А.Сергиенко считает нынешнюю систему тарифообразования непрозрачной, т. к. определить реальные расходы предприятий-монополистов из-за запутанности и недостоверности системы учета невозможно. В условиях "конспиративного" тарифообразования частные владельцы облэнерго, облгазов и водоканалов могут хищнически использовать приобретенную техническую базу, откладывать модернизацию на неопределенное время. При этом к латанию образовавшихся брешей в "коммуналке" привлекаются бюджетные средства. Дорого обходится потребителям коммунальных услуг и налогоплательщикам такое "конспиративное" тарифообразование.

Через два с лишним года после провозглашения реформы в ЖКХ власти продемонстрировали, что в коммунальной сфере ничего не изменилось. Весной 2013 г. Кабмин выделил собственникам облэнерго, облгазов и водоканалов 5,1 млрд грн на погашение разницы между утвержденными тарифами и их себестоимостью. При отсутствии единой концепции решения вопросов разнобой в разработке и принятии коммунальных законопроектов обеспечен. Как и появление утопических идей вроде перехода на одинаковую оплату коммунуслуг по всей стране или поспешной разработки так называемого стимулирующего тарифа.

"Острые углы"
единого тарифа

Реформа ЖКХ отличается от более чем двух десятков других тем, что идеологом ее проведения выступил именно президент. Еще в мае 2010 г. В.Янукович на совете регионов поставил задачу создать такую систему, при которой где бы человек не жил, "должен платить за коммунальные услуги одинаковую цену". С тех пор глава государства постоянно требует "перейти на единые тарифы" или "выравнивать их". Реализации намерения не поспособствовала ни трижды состоявшаяся смена профильных министров, ни создание Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг (НКРРКУ), руководство которой непосредственно замкнуто на главу государства. Президент своим указом создал НКРРКУ, утвердил каждого из шести ее членов и руководителя. В соответствии с внесенными в законодательство изменениями все нацкомиссии, осуществляющие госрегулирование естественными монополиями, включая НКРРКУ, подчинены президенту и подотчетны ВР. Но до внедрения единых тарифов дело не доходит. Коммунальщики скептически отнеслись к идее, да и представители местного самоуправления не пришли от нее в восторг. И понятно, почему. Механическое уравнение только исказит и так запутанную экономику ЖКХ. "Экономического смысла в переходе на единый тариф нет", - уверен глава ассоциации "Укртеплокоммунэнерго" А.Блащук.

Если тарифы уравнять, то борьба за экономию ресурсов и снижение затрат лишится смысла. Президент ассоциации "Укрводоканалэкология" В.Маслак считает, что механически уравнять тарифы несложно, но незачем, т.к. это не только не приблизит, но и отдалит переход к экономически обоснованной плате за комуслуги, а значит, не решит проблему хронической убыточности коммунальных предприятий. Эксперты обращают внимание, что коммунальные предприятия урбанизированных восточных регионов быстрее других продвигаются к банкротству. На Донецкую, Харьковскую и Днепропетровскую области приходится почти половина субвенций, выделяемых профильным министерством. А его возможности ограничены, т.к. долги в масштабах страны превышают бюджет ведомства. Административное перераспределение нагрузок ускорит банкротство отрасли. Лишенный экономического смысла дележ усилит иждивенческие настроения, а у общин, нацеленных на решение коммунальных проблем, не будет стимулов этим заниматься.

Барьеры на пути инвестиций

Не смог нацрегулятор и внедрить так называемый стимулирующий тариф. В него закладывается не только себестоимость услуг, но и амортизация сетей, оборудования с добавлением дохода инвесторов на вложенный капитал. При этом тариф необходимо повысить на 30–40%. Разработчики такого подхода из НКРРКУ(со временем переименованной в Национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование в сфере коммунальных услуг, НКРКУ) были уверены, что таким образом любую "коммуналку" можно сделать привлекательным объектом. Они ориентировались на опыт европейских стран, в частности, Англии, не учитывая в полной мере наших реалий. Оказалось, что даже неподъемное для населения повышение тарифов не привлечет в ЖКХ частный бизнес. "Стратеги" не учли "мелочь" - дороговизну кредитов и отсутствие длинных денег. России, находящейся в лучшем положении, преодолеть этот барьер не удалось. Там довели рентабельность от вложений в ЖКХ до 12%, что недостаточно, поскольку цена банковских кредитов составила 15–18%. Брать заем под 18% при доходе в 12% желающих мало. Возможности применения стимулирующих тарифов, полагают эксперты, в России появятся, когда цена банковских кредитов достигнет 9%. Там ждать финансовой стабилизации, открывающей возможности для спасения ЖКХ от безденежья, придется немало, а в Украине - еще дольше.

Национальный регулятор, не проявив себя в решении стратегических вопросов, по существу ограничился рутинной работой - лицензированием, мониторингом, фиксацией "отдельных недостатков" При этом отмечаемые при проверках недочеты предприятий: "игнорирование лицензионных условий", "предоставление заведомо недостоверной информации", "отсутствие приборов учета", были направлены на сокрытие объемов и качества предоставляемых услуг, сохранение непрозрачности затрат на комуслуги и носили системный характер. Показательно, что одна из таких проверок НКРКУ проводилась в ноябре минувшего года, т.е. совпала с аномально теплой погодой. Но мониторинг инспекторов не помешал коммунальщикам ни бессмысленно пускать по ветру дорогой газ, ни "засекречивать" объемы предоставления услуг. Проверяющие, скрупулезно отметив нарушения на всех 14 предприятиях, наложили на всех штраф в… 200 тыс. грн, что вряд ли побудит монополистов, извлекающих теневые доходы посредством искажения учета, менять наработанные подходы. Цена манипуляций с оплаченным, но не предоставленным объемом услуг исчисляется миллиардными суммами.

Где же выход?

Новации, направленные на централизацию управления ЖКХ, усугубляют ситуацию. Если и происходят обнадеживающие изменения, то они локальны и в основном связаны с инициативами и усилиями отдельных муниципалитетов, развивающих сотрудничество с международными структурами для совместной реализации энергосберегающих проектов. Оказывается, аномальное потепление не всех коммунальщиков застало врасплох, побудив отапливать улицы, а разбазаренное тепло фиксировать в платежках и требовать оплаты за непредоставленные услуги. Есть и исключения.

В ряде микрорайонов Львова, где завершена полная реконструкция, включая автоматическое регулирование подачи тепла в дома, изменили формулу оплаты за теплоснабжение. Теперь она определяется с учетом наружной температуры. У коммунальщиков не осталось причин для искушения гнать тепло сверх требуемого, а домохозяйства не платят лишнего. Директор "Львовтеплоэнерго" С.Пакиж сообщил, что модернизация теплосетей города - результат сотрудничества муниципалитета с международными организациями. В частности, с Восточноевропейским партнерством по энергоэффективности и экологии, выделившим грант на 10 млн евро, и с ЕБРР. В городе уже переведены на автоматический режим регулирования половина тепловых пунктов, что позволяет экономить средства, снижать энергоемкость ЖКХ.

Инициатива муниципалитетов - основа развития такого рода сотрудничества. В Борисполе, к примеру, не стали ждать, когда из-за изношенного оборудования вырастут потери, что заставит повышать тарифы. На полученный от Всемирного банка кредит в 32 млн грн здесь провели реконструкцию электрооборудования водоканала. Это позволило на треть сэкономить энергозатраты, избежать повышения тарифов на водоснабжение. Подтвердив статус надежного партнера, муниципалитет Борисполя продолжил сотрудничество: в числе десяти городов страны принял участие в международном проекте - на заемные средства предстоит провести модернизацию отопления в ряде школ и дошкольных учреждений.

Темпы модернизации "коммуналки" точечны и немасштабны. Но процесс идет. Эксперты высоко оценивают сотрудничество отечественных муниципалитетов с международными организациями, создание участниками проекта эффективных структур - частных энергосервисных компаний (ЭСКО). В отличие от спонтанно осуществляемых бюджетных вливаний, зачастую бесследно исчезающих в "черных дырах" бесхозяйственности и коррупции, система ЭСКО работает на хозрасчете. Планка расходов не стимулирует мотовство. Муниципалитет в обмен на инвестиции выплачивает эквивалент средств, сэкономленных в результате осуществленных энергосберегающих мер. Реализуемый в Киеве на основе ЭСКО проект стоимостью 27 млн долл. предусматривает экономию тепловой энергии на более чем 1 млрд грн. Подобный проект в Днепропетровске с помощью кредита ЕБРР и при поддержке ряда международных организаций предусматривает повысить энергоэффективность более 700 общественных зданий, обеспечив экономию бюджетных средств. Заметна тенденция - все больше муниципалитетов ищут и находят партнеров. В проекте USAID "Реформа городского теплообеспечения в Украине" принимают участие 38 городов, среди них - столица, областные центры. От такого сотрудничества можно ожидать многого. Если, конечно, усиливающийся в последнее время процесс централизации не лишит местное самоуправление инициативы.