UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кадровый голод: количеством, а не умением

Через пять лет в нашей стране не останется квалифицированных кадров. И работодателям уже сегодня следует разрабатывать программы, направленные на то, чтобы удержать специалистов в компании.

Автор: Василий Худицкий

Украине угрожает кадровый голод. Через пять лет в нашей стране не останется квалифицированных кадров. И работодателям уже сегодня следует разрабатывать программы, направленные на то, чтобы удержать специалистов в компании. Это мнение директора рекрутингового агентства Валентины Тимошенко. По ее словам, наши ближайшие соседи Россия и Польша уже ощутили недостаток специалистов. Бывает так, что работодателям в этих странах проблематично найти даже хорошего водителя. И поскольку работать некому, они активно выманивают специалистов из Украины. Низкая зарплата и отсутствие перспектив на родине побуждают украинцев выезжать на заработки целыми семьями.

В определенной степени сказанное - преувеличение, тем не менее тенденция очевидна. В зоне наибольшего риска - сфера обслуживания. И не только потому, что сегодня здесь трудоустраивается немалая часть выпускников учебных заведений, но также вследствие неумения или нежелания работодателей серьезно отнестись к проблеме. Уже сегодня она обострилась в городах с развитой туристической сферой: Львове, Киеве, Одессе, Черновцах и др.

Без образования и опыта работы

Несмотря на то что в 800-тысячном Львове функционирует 61 учебное заведение профтехобразования, где учатся около 30 тыс. человек (197 профессий), ресторанные и гостиничные заведения нередко вынуждены брать на работу молодежь с улицы. "Нужны повара, официанты, менеджеры". Такие объявления переполняют интернет-сайты и рекламные газеты. При этом опыт работы не требуется.

- Когда мы приглашаем на работу вчерашних выпускников львовских учебных заведений, первое, что делаем, просим забыть, чему их там учили, - говорит львовский ресторатор Вардкес Арзуманян. - Многим не хватает элементарных навыков работы. Едва ли не единственным заслуживающим внимания учебным заведением ресторанного сервиса и туризма является училище на улице Пулюя, где детей еще чему-то учат.

Сегодня во Львове около тысячи заведений ресторанного бизнеса. В среднем каждому из них нужно от 20 до 30 работников. Самые распространенные профессии - менеджеры, официанты, бармены, повара. Но нынешние учебные заведения выпускают поваров, которые не знают даже украинских блюд. Неудивительно, что во львовские рестораны приглашают специалистов из Киева, Полтавы, Одессы.

От уровня квалификации зависит и заработная плата. Хороший повар может получать от 3-5 до 8 тыс. грн, официант - от 2 тыс. грн. Значительно больше зарабатывает квалифицированный менеджер: 8-10 тыс. грн в месяц. Но это там, где есть качественный персонал. К сожалению, остальные работники перебиваются небольшими заработками.

Карьеру здесь не сделаешь

На сайте hh.ua провели опрос пользователей из разных регионов Украины о престижности профессии официанта. Престижной ее считают лишь 18% офисных работников. Почти половина (47%) уверены, что этот фактор зависит от заведения, в котором работаешь. А 35% убеждены, что профессия официанта может быть только временным занятием.

По мнению руководителей предприятий, недостаток профессионализма официантов связан с тем, что большинство из них не воспринимает эту работу как возможность делать карьеру. На эту работу устраиваются, чтобы только пережить период обучения в университете, пока не подвернется что-то "более престижное", потому и нет мотивации совершенствовать свои навыки. Большей частью официанты - это люди в возрасте до 28, а в среднем - молодежь 18-22 лет, которым юношеский максимализм не всегда позволяет обслуживать корректно, не реагируя на прихоти клиентов. В результате текучесть кадров большая, а навыки и умения - недостаточные.

- Многие львовские учебные заведения имеют собственные общежития. Из близлежащих сел во Львов приезжают абитуриенты, чтобы поступить куда-нибудь и получить такое жилье. Молодым безразлично, чему их будут учить. Они знают, что три года будут обеспечены бесплатным жильем, и за это время необходимо что-то для себя решить: девушкам - выйти замуж, парням - как-то устроиться. Вот такое у нас обучение. И как это изменить, я не знаю. По моему мнению, руководство учебных заведений уже смирилось с тем, что значительная часть учеников приходят не за знаниями, - утверждает Вардкес Арзуманян.

А поскольку эти ученики на 80% являются уроженцами сел, то в будущем они будут снимать квартиру, и в случае резкого повышения цен на аренду при существующем уровне зарплаты львовские предприятия могут оказаться перед острой проблемой нехватки кадров.

Ключевым моментом при выборе будущей профессии студенты называют уровень заработной платы. Статистика свидетельствует, что обогатиться в ресторанном и гостиничном бизнесе имеют шанс единицы. Если, конечно, не открыть собственное заведение, что еще более фантастично. Выжить - и то сложно.

В ресторанах сегодня преобладают две формы отношений работодателей с персоналом. Первая - когда платят мизер или не платят вообще. Таких заведений особенно много в Киеве. Говорят: "Что набегаешь - то твое". В итоге рестораны и гостиницы становятся безликими, в коллективах воцаряются волчьи правила. Это разрушает взаимоотношения и порождает безответственность работодателей.

Бывает и так, что работникам выплачивают заработную плату, которой хватает только на питание, а остальное предлагают заработать своей гостеприимностью. По такому принципу работает не так много заведений.

Безответственности работодателей в гостиничной и ресторанной сфере Львова в определенной степени способствует излишек малоквалифицированной, но все же рабочей силы. Немало школьников, мало что зная об особенностях профессий в сфере сервиса, все же хотят в нем себя попробовать. Для большинства сельской молодежи обучение во Львове - едва ли не единственная возможность вырваться из дома. Вот и возникает ситуация, когда желающих работать много, а вот желающих сделать эту работу делом всей жизни - единицы.

- В Западной Европе вы не увидите такого количества официантов, как у нас, - говорит Вардкес Арзуманян. - В зале максимум один или два официанта, которые успевают делать все. Их знают посетители. Такие официанты получают высокую заработную плату, могут себе позволить купить и автомобиль, и жилье. Наш официант, к сожалению, не дорос до такого профессионализма, чтобы нести пять-семь тарелок на одной руке. Ко мне приезжали немецкие рестораторы и говорили, что хорошо живут, поскольку нет надобности содержать столько персонала. На это я отвечаю, что такое количество работников не от хорошей жизни.

Большинство львовских рестораторов - из тех, кто начинал собственное дело в начале 1990-х годов, - все делали методом проб и ошибок. Их опыт был бы бесценным для учебных заведений, но почему-то он никого не интересует. Вот и руководствуются даже не советскими нормами и подходами, а зачастую только интуитивно.

Госзаказ и нужды рынка

Еще три года назад заместитель главного управления образования и науки Львовщины Мирослав Сорока отметил быстрый рост сферы услуг, острую потребность в поварах, официантах, кондитерах, работниках гостиничной сферы. Среди причин недостатка этих кадров назвал трудную работу, низкую заработную плату, отсутствие социального пакета. Когда-то этим людям предлагали общежития, теперь и этого нет.

Чтобы изменить ситуацию в профтехобразовании, чиновники Львовской ОГА предлагают на законодательном уровне внести изменения, чтобы предприятиям, которые берут молодежь на работу, были предоставлены льготы в налогообложении. Например, металлургические комбинаты на востоке Украины заключают соглашения с училищами. Дети проходят практику, получают за это заработную плату, социальный пакет, а по окончании учебы остаются там работать.

Есть проблемы и в системе профтехобразования. К сожалению, центры занятости могут "озвучить" лишь текущие нужды в определенных кадрах, но не способны заглянуть в завтрашний день. Ситуацию можно было бы изменить, если бы такие вопросы, как потребность в государственных заказах и уровень их финансирования, решались на местах, а не в министерских кабинетах. Складывается впечатление, что министерские чиновники до сих пор ориентируются на бывшую советскую экономику, - отсюда недостаток одних кадров и избыток других.

Комментарий

Ольга СУХАРИНА, старший мастер Львовского ВПУ ресторанного сервиса и туризма:

- Как показала последняя ярмарка профессий, которую мы ежегодно проводим в училище с работодателями, сегодня у нас дефицит специалистов. Несмотря на то что мы выпускаем 68 поваров-кондитеров и примерно столько же официантов-барменов, получили заявки на 180 человек. Предприятия, желающие иметь квалифицированных работников, должны понимать, что наши студенты, которые проходят у них учебную практику, должны работать в законодательном поле. С учебным заведением нужно заранее заключать договор и иметь договорные условия, а не просто приходить и говорить: мне нужны работники. Мы с такими работодателями не работаем, поскольку хотим, чтобы наши студенты были защищены законом.