UA / RU
Поддержать ZN.ua

Короли и капуста: как платят налоги сети АЗС

Автор: Сергей Куюн

Налоги остаются единственным источником финансирования нашей обороны. В последнее время все чаще можно встретить отчеты бизнеса по уплате налогов и донатов на армию, это стало модно. Для этого проводят даже рекламные кампании. Но есть полная уверенность в том, что в ряде случаев это откровенная манипуляция и игра на масштабе цифр, тогда как реальную налоговую эффективность, а следовательно, эффективность защиты страны можно оценить только по сравнению с коллегами по рынку.

Только тогда начинают вылезать зарплаты в «конвертах», минимизация прибыли и прочее. Именно такой анализ мы сделали по операторам заправочных сетей за 2023 год. Полученная картина в целом не нова и отражает срез общества, когда кто-то воюет, кто-то работает на победу, а кое-кто пьет кофе за ВСУ

Предыдущие рейтинги, появившиеся на страницах ZN.UA еще в 2021 году и обновившиеся по результатам второго и третьего кварталов 2023-го, наделали много шума. Еще бы, многие впервые увидели себя на фоне коллег по рынку. Большинству эта картинка не понравилась. Как оказалось, в украинских реалиях любимый лозунг нефтетрейдеров всего мира о «бизнес любит тишину» — чаще всего о неуплате налогов.

Читайте также: Какой будет цена топлива, если акциз вырастет вдвое?

Вспомогательный НДС

Уплата налогов топливными сетями на протяжении 2023 года росла, и это безусловная победа. Так, если в первом квартале топ-10 автозаправочных сетей по количеству АЗС уплатили 1,4 млрд грн налогов, то в четвертом почти вдвое больше, или 2,4 млрд. И хотя данных по остальным сетям сейчас нет, эту динамику можно считать достаточно репрезентативной, потому что на топ-10 приходится около 55% продаж нефтепродуктов.

Наибольшую часть формирует НДС. В течение года его поступления увеличились в пять раз. Нефтебароны стали добросовестнее? Не только и не столько (на это вообще не стоит надеяться, как свидетельствуют «налоговые» цифры). С 1 июля 2023 года НДС на топливо увеличился с 7 до 20%, то есть в три раза. Еще «два раза» правильно будет записать в актив налоговикам, которым НДС ближе и понятнее.

А вот налоги, уплата которых в основном на совести собственника бизнеса, или не росли, или росли невесело. В отличие от НДС, который налоговая отслеживает онлайн по всей цепи поставок, разобраться с прибылью можно только по результатам отдельной документарной проверки. Провести их в тысячах компаний сложно физически.

Читайте также: Большинство сетей АЗС декларируют минимальные прибыли, но живут на широкую ногу. Видимо, время для серьезного разговора наступило

Как понять, что перед нами смешные цифры? Например, если верить данным об уплате сетями АЗС налога на прибыль, то вообще становится непонятным, зачем люди занимаются этим бизнесом. Так, окупаемость станции БРСМ стоимостью 1 млн долл. составляет 40 лет, поскольку каждая АЗС принесла оператору около 1 млн грн. И это при том, что 2023 год стал самым успешным по розничной марже, которая в среднем по году составляла 8 грн/л.

Характерно, что самый ожесточенный конкурент БРСМ — сеть Avantage 7, выставляющая самые низкие цены на рынке, оценочно заработала на каждой АЗС почти 6 млн грн. Этот результат также оказался лучше, чем у большинства «премиальных» (читай — дорогих) сетей.

Наконец, вообще непонятно выглядит ОККО с рекордной задекларированной прибылью в почти 17 млн грн с комплекса. В итоге получаем картину, когда, имея 34% реализации сред топ-10 сетей, галичане уплатили более 70% суммарного налога на прибыль.

Такие полярные результаты говорят, во-первых, об активном продолжении практики уклонения от налогообложения, а во-вторых, об отсутствии у налоговиков методики расчета этого налога.

 

«Конверт» жив!

Также непонятный взгляд ГНС на зарплаты, тем более что картина абсолютно четкая. По топ-10 официальные оклады колеблются в океанском диапазоне от 4700 до 27500 грн/мес. Думаю, все догадываются, что ни в одной отрасли такого разлета быть не может. Представить объективный уровень окладов можно по пятерке лидеров — 22800 грн/мес. (с НДФЛ).

По-прежнему можно утверждать, что низкие официальные ставки не только свидетельствуют о наличии «конвертов», но и частично открывают вышеназванные секреты такого разного уровня прибыли. Ведь доплаты персонала идут наличными, которые нужно где-то брать. То есть ищите схему!

Не под запись представители СБУ утверждают, что в прошлом году отдельные топливные сети привлекали онлайн-казино, которые превращали «черную» наличность в ежемесячные выплаты «призовых» на карточки персонала АЗС. Эту информацию подтвердил и глава налогового комитета парламента Даниил Гетманцев.

Читайте также: Бюджетные новации: «промежуточный» алкоголь и акцизы от сигарет и горючего в дальнейшем будут расти в евро

Ситуация понемногу меняется. На 70–80% за год выросли оклады на WOG и Avantage 7. Но если в результате первая вплотную приблизилась к коллегам по первой пятерке, то средняя зарплата в 13 тыс. грн у второй доверия не вызывает. Так же, как и сомнительный «подвиг» сети VST, которая увеличила оклады вдвое, но финишировала со средним показателем 9248 грн/мес. Кто будет работать за 7500 «живых» гривен, сложно представить.

Даже такой поверхностный анализ свидетельствует о том, что можно построить индикаторы зарплат по отрасли, а соответственно, и добиться увеличения уплаты налогов с них (НДФЛ и ЕСВ). Тем более что даже при явном занижении они составляют 30% от общей уплаты налогов сетями топ-10.

 

Разочарования и надежды

Если приплюсовать все налоги, получим такую же пеструю картину, как и по каждому из них отдельно, — системности нет. А это говорит о том, что работает все что угодно — страх, жадность, фантазии владельцев бизнеса и только иногда закон.

На закон традиционно больше обращают внимание иностранные компании. Этим и объясняются второе и третье места у Shell и AMIC. Причем продажи у обеих сетей самые низкие среди топ-10, если не считать VST и МОТТО. У Shell и AMIC показатели сформированы преимущественно за счет зарплатных налогов и НДС. Еще один вывод — современному комплексу надо продавать около 2000 л топлива в сутки, чтобы обеспечить нуль. Все, что выше, уже формирует прибыль.

Поэтому очень странно выглядят налоговые показатели у UPG, WOG, БРСМ, Avantage 7, KLO, которые продают в 3–6 раз больше, чем «иностранцы».

Ситуация меняется. Так, долгожданные показатели под занавес года, в четвертом квартале, пришли от UPG и WOG. Первая показала нагрузку 2,6 грн/л (во втором квартале было 0,9), а вторая — 2 грн/л, увеличив результат за квартал на 70%. Остается надеяться, что эти результаты будут расти и цементироваться в 2024-м. Это должны быть номер 2 и 3 в приведенном рейтинге, а не 4 и 5, как по результатам 2023 года.

А вот надежды на БРСМ не оправдались. В третьем квартале налоговики «вытрясли» из сети Андрея Бибы 300 млн грн налогов, что в 4,5 раза превышает показатель первого и второго кварталов.

«Тогда нам не звонили только из офиса президента», — вспоминает один из собеседников в налоговых кругах.

Почему-то казалось, что бизнес БРСМ крепко встал на путь исправления. К сожалению… В четвертом квартале налоговая нагрузка на литр упала с 2,4 до 0,7 грн, до уровня первого и второго кварталов. Неужели все же кто-то дозвонился?

В свою очередь заметим, что БРСМ начала декларировать производство топлива, а именно — платить акциз, чего не было еще в первом полугодии 2023-го. Но разве это отменяет уплату остальных налогов? В частности и зарплатных, где сеть стабильно плетется в хвосте.

Новой надеждой этих «налоговых войн» стада сеть Avantage 7. Слухи подтвердились: в четвертом квартале налоговики «побрили» этот семейный бизнес на 200 млн грн. Это в девять раз больше, чем в первом квартале 2023-го! В отличие от коллег из БРСМ, Avantage 7 заплатила государству в четвертом квартале не только более 100 млн грн НДС, но еще и почти 80 млн грн налога на прибыль. Благодаря этому сеть внезапно получила статус одной из самых прибыльных, хотя в СМИ рассказывала, что является социально ориентированным бизнесом почти без прибыли. Будет жаль, если Avantage 7 пойдет по кривой дорожке вслед за БРСМ. Держим за нее кулаки! Даниил Гетманцев уже заявил, что компания сделала правильные выводы.

Читайте также: Украинский бюджет наполнился по доходам на 20%: откуда деньги

Остается абсолютно непонятной позиция в рейтинге ребят из KLO. Красивые станции, хорошие продажи… Но результат на табло.

Кого можно понять, так это сеть VST. Полуразрушенные станции со странным рекламным слоганом «Ніштяк вам в бак» и, соответственно, низкой реализацией. В конце 2023-го тоже попытались удивить цифрами, но по году «ніштяка» с налогами не получилось.

Замыкает топ-10 сеть МОТТО — до последнего времени традиционный антилидер налоговых рейтингов вместе с Avantage 7. И если последнюю налоговики «переобули», то МОТТО остается в хвосте топ-10. Поговаривают, в конце года в сети нарисовался новый собственник (который еще якобы и не собственник, а управляющий), который реструктурирует и переформатирует бизнес, в том числе и ради большей налоговой прозрачности. Ждем.

Лидерство же в рейтинге прочно держит ОККО, принадлежащая концерну «Галнефтегаз». В четвертом квартале сеть установила личный квартальный рекорд — свыше 1,05 млрд грн налогов, или 2,8 грн/л. «Галы» были и остаются ключевым раздражителем, потому что разрушают мифы и разговоры о тяжелой судьбе нефтетрейдеров и их невозможности платить налоги. Добавим, что в 2022–2023 годах сеть задонатила на армию 1,5 млрд грн, что, похоже, превышает усилия остальных участников топ-10…

***

В 2023 году произошел переломный момент — тема уплаты налогов приобрела новое значение и на топливном рынке заняла важное место (раньше не все вообще понимали, о чем идет речь). Есть и первые успехи, хотя ситуация требует намного большей скорости. Налоговики показали, что могут влиять и на «отморозков», и на «благообразных», но системности в работе не хватает.

Эти недостатки являются причиной еще одной проблемы — закрытости данных об уплате налогов нефтетрейдерами. Несмотря на требования закона, налоговики отказываются обнародовать эти сведения. Из-за этого информацию приходится собирать по крупицам, за кадром остается много региональных сетей, которые вообще живут своей жизнью и даже не слышали о налоге на прибыль. Не приходится исключать, что причиной закрытости данных может быть и «крышевание» некоторых неплательщиков. Нелогичные вещи уже прослеживаются на примере той же БРСМ.

Чтобы снять подозрения и повысить эффективность сбора налогов — единственного источника финансирования обороны, надо объединить усилия налоговиков и общественного сектора. Бороться есть за что: если взять как нормативный показатель налоговой нагрузки на литр средний показатель по трем лидерам рейтинга — 2,07 грн/л, то недоплата по рынку в 2023 году составляла более 6 млрд грн. Это почти 40% от потенциального объема налогов на розничном рынке нефтепродуктов.