UA / RU
Поддержать ZN.ua

Западу нужно разработать "план Маршалла" для России - WP

Запад должен сформулировать план по реинтеграции России в свободный мир.

В прошлом году из-за своей агрессии в Украине Россия изменилась во многих важных отношениях. Но одно важное преобразование осталось незамеченными: стратегическое мышление полностью исчезло, и российский режим больше не говорит о будущем, пишет профессор экономики парижской Школы политических наук Сергей Гуриев в статье для The Washington Post.

Заявления российских лидеров России концентрируются на конфликте с Украиной и Западом (и их "марионетками" внутри России), и в них упоминается героическое прошлое (в основном, Вторая мировая война). "Режим теперь полностью сосредоточен на своем собственном выживании", - пишет Гуриев.

"Это не всегда было так. В 2000 году Владимир Путин пошел в Кремль с 10-летней "программой Грефа", которая включала в себя видение России как открытой и современной страны", - напоминает автор.

В первый своей президентский срок Путин реализовал часть этой программы. Стратегии долговременного развития - главным образом, основанные на этих представлениях - обсуждались и обновлялись до 2012 года.

Все остальные пункты, как Путин лично сам признал, не будут дальше воплощаться.
"Какую альтернативу президент России предложит его гражданам? Там нет ответа. Нет долгосрочного планирования политики для будущего России", - говорится в статье.

У Кремля нет никакого финансового плана на время после 2016 году, он пока основывается лишь на ожиданиях восстановления цен на нефть. Во всем мире Россия отчаянно защищает суверенное право недемократических правительств, чтобы власть оставалась на неопределенный срок.

"Режим правильно делает, что беспокоится о своем ближайшем будущем. Российская экономика находится в рецессии и вряд ли будет расти больше, чем на 2% в год, даже когда рецессия закончится. Впервые за 15 лет власти Путина доходы россиян падают. Пропагандиские выгоды от аннексии Крыма стихают. А еще одна война – не по карману, еще одна волна санкций может уничтожить банки, что может привести к панике и крушению режима", - говорится в статье.

По мнению Гуриева, в какой-то момент этот режим уйдет, и пока не ясно, что придет ему на смену. "Какие будут турбулентные преобразования России, и превратиться ли она в демократическую страну", - рассуждает автор. Как показала Арабская весна, такие изменения режима могут быть мирными ли наоборот – или очень бурными.

Мирный переход не является маловероятным. Россия богаче и образованнее, чем страны арабской весны. Но также очевидно, что главные фигуры в режиме вряд ли легко откажутся от своей власти.

Они боятся быть привлечены к ответственности за преступления против человечности, и из-за крупной коррупции в России. Лучший сценарий: можно надеяться на какую-то форму переходного правительства, которое будет обеспечивать определенные гарантии для исходящих элит и надзор за новые выборы.

"Это, конечно, в интересах Запада, чтобы не "потерять Россию" еще раз", - сказано в статье.

"Может ли Запад повлиять на результат? В конце концов, судьба России будет решаться россиянами. Но Запад может по-прежнему играть свою роль. Но Запад все же может сыграть определенную роль. При помощи программы в духе плана Маршалла он может внести свой вклад в формирование новой России, помогая восстановить экономику, разрушенную коррупцией, поддерживая реформы в области государственного управления, образования и медицины и инвестируя в российскую инфраструктуру. Что важнее всего, Запад должен сформулировать план по реинтеграции России в свободный мир", - считает Гуриев.

По мнению автора, эти вопросы трудны: на их решение потребуются крупные интеллектуальные и политические усилия. "Мы должны извлечь урок из 1991 года, когда быстрое исчезновение Советского Союза застало всех врасплох. Но на этот раз, ставки гораздо выше. Запад должен готовиться в настоящее время к внезапной и бурной перемене в России", - резюмирует Гуриев.

Читайте также: Путин повторяет методы Сталина, которые сам когда-то осудил – LA Times

Издание The New York Times писало, что Запад проигрывает в Украине из-за пацифизма Германии и нерешительности США.

Издание Die Zeit писало, что Путину нужен Западу только в качестве "пугала" для россиян. Несмотря на разочарование или даже враждебность по отношению к Западу, для Москвы он остается важным. Потому что вся ситуация вписывается в универсальный шаблон, основные месседжи Россия постоянно озвучивает: якобы некоторые западные лидеры и спецслужбы хотят изолировать страну и в конечном итоге уничтожить ее.