С конца 2022 года страны ЕС сообщают о серьезных проблемах с поставкой некоторых важных лекарств, многие из которых сейчас в дефиците. В POLITICO рассказали о том, насколько эта проблема серьезна и что делается для ее решения.
Насколько серьезный дефицит?
В опросе групп, представляющих аптеки в 29 европейских странах, включая ЕС, а также Турцию, Косово, Норвегию и Северную Македонию, около четверти стран сообщили о дефиците более 600 препаратов, а 20 процентов - о дефиците 200-300 препаратов. Три четверти стран заявили, что этой зимой дефицит был хуже, чем год назад. Группы в четырех странах сообщили, что дефицит лекарств был связан со смертельными случаями.
Эта картина подкреплена данными регуляторных органов. Власти Бельгии сообщали о дефиците почти 300 лекарственных средств. В Германии – 408, а в Австрии в настоящее время в аптеках нельзя купить более 600 препаратов. В Италии список еще длиннее – более трех тысяч препаратов, хотя многие из них являются разными формами одного и того же лекарственного средства.
Какие лекарства в дефиците?
Антибиотики, в частности амоксициллин, используемый для лечения респираторных инфекций в дефиците в странах Европы. Другие классы лекарств, в том числе сиропы от кашля, парацетамол для детей и лекарства от давления, также в дефиците.
Почему это происходит?
Это сочетание повышенного спроса и пониженного предложения. Сезонные инфекции – грипп и респираторно-синцитиальный вирус (РСВ) в первую очередь, начались раньше и проходят сильнее, чем обычно. Также наблюдается необычная вспышка заболевания горла, вызванного стрептококком А, среди детей. Эксперты считают, что необычно высокий уровень заболеваемости связан с ослаблением иммунной системы, которая из-за локдаунов больше не знакома с некоторыми микробами, окружающими людей в повседневной жизни. Эта тяжелая зима, после нескольких спокойных лет (за исключением COVID-19), застала производителей лекарств врасплох и они оказались неподготовленными.
Инфляция и энергетический кризис также оказывали давление на фармацевтические компании, влияя на предложение.
В прошлом году Centrient Pharmaceuticals — нидерландский производитель активных фармацевтических ингредиентов заявил, что его завод производит на четверть меньше продукции, чем в 2021 году, из-за высоких затрат на электроэнергию. В декабре InnoGenerics, еще один производитель из Нидерландов, после объявления банкротства получил помощь от правительства, чтобы сохранить работу своего завода. По словам Sandoz, одного из крупнейших производителей дженериков на европейском рынке, это привело к особо напряженной ситуации со снабжением. Представитель компании сообщил POLITICO, что среди других причин – дефицит сырья и ограниченность производственных мощностей.
Как реагируют правительства?
Некоторые страны тормозят экспорт для защиты внутренних поставок. В ноябре прошлого года регулятор лекарственных средств в Греции расширил список препаратов, перепродажа которых в другие страны – так называемая параллельная торговля, будет запрещена. Румыния временно остановила экспорт некоторых антибиотиков и детских обезболивающих. Ранее в январе Бельгия опубликовала указ, позволяющий властям останавливать экспорт в случае кризиса.
Эти экспортные заморозки могут иметь обратные эффекты. В письме европейского комиссара по здравоохранению Стеллы Кириакидес, адресованному министру здравоохранения Греции Таносу Плеврису, содержится просьба учесть последствия запретов для третьих стран.
Правительство Германии рассматривает возможность изменений в законодательство с целью смягчения требований к закупкам, которые вынуждают медицинские страховые компании покупать лекарства там, где они самые дешевые, концентрируя предложение в руках нескольких наиболее конкурентоспособных по цене производителей. Новый закон потребует покупать лекарства у нескольких поставщиков, в том числе и более дорогих, чтобы сделать поставки более надежными. Нидерланды недавно ввели закон, требующий от поставщиков иметь шестинедельный запас лекарств на случай дефицита, в Швеции правительство предлагает аналогичные правила.
На более подробном уровне комитет, возглавляемый регуляторным органом ЕС по лекарственным средствам, Европейским агентством по лекарственным средствам (ЕМА), рекомендовал ослабить правила, чтобы разрешить аптекам, среди прочих мер, выдавать таблетки или дозы лекарств индивидуально. Во Франции и Германии фармацевты начали производить собственные лекарства – хотя это вряд ли существенно повлияет на ситуацию, учитывая масштабы дефицита.
Может ли ЕС исправить это?
Теоретически, ЕС должен быть более готовым, чем когда-либо, к преодолению общеевропейского кризиса. Недавно блок обновил свое законодательство, чтобы противостоять угрозам для здоровья, включая нехватку фармацевтических препаратов. EMA было предоставлено расширенные полномочия для мониторинга дефицита лекарств. Также создан новый орган – Управление по вопросам готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации в сфере здравоохранения (HERA), который имеет право выходить на рынок и закупать лекарства для всего блока.
Но не все согласны с тем, что все так плохо. EMA решило не обращаться к Комиссии с просьбой объявить дефицит амоксициллина «масштабным событием» - официальной маркировкой, которая повлекла бы определенные действия в масштабах ЕС, заявив, что текущие меры улучшают ситуацию.
Рабочая группа Европейского агентства по лекарственным средствам по вопросам дефицита может решить, рекомендовать ли Комиссии объявить дефицит лекарств «масштабным событием». Руководящая группа EMA по дефициту будет иметь полномочия запрашивать у поставщиков данные о запасах лекарств и производственных мощностях, а также предоставлять рекомендации относительно того, как уменьшить дефицит.
Выступая перед комитетом по вопросам здравоохранения Европейского парламента главный чиновник Комиссии по вопросам здравоохранения Сандра Галлина, заявила, что хочет «несколько отвергнуть идею о том, что существует огромный дефицит», добавив, что есть альтернативные лекарства, которые можно использовать.
Другие считают, что ситуация со временем улучшится.
«Я думаю, что она решится сама по себе, но это зависит от пика инфекций. Если мы достигнем пика, предложение быстро восстановится. Если нет, то, вероятно, это не самый лучший сценарий», - сказал генеральный директор организации «Лекарства для Европы» Адриан ван ден Ховен.
Ранее сообщалось, что в Украине с ноября прошлого года острый дефицит базовых онкопрепаратов. Из-за чего онкопациенты вынуждены либо в отчаянии ездить и искать их по всей Украине, либо прекратить лечение, и заболевание прогрессирует. Подробнее читайте в статье Аллы Котляр "Рак и война. Почему в Украине нет базовых онкопрепаратов и когда они появятся".