UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина делает два шага вперед, один шаг назад в борьбе с коррупцией - Politico

Президент Владимир Зеленский уверен, что будущее его страны в ЕС, но находится под давлением из-за реформ Конституционного Суда.

Даже когда россияне вторгаются в вашу страну, это не дает права на паузу, когда дело доходит до искоренения коррупции и приведения судебной системы в соответствие с критериями конвергенции ЕС, пишет Вероника Мелкозерова для Politico.

Учитывая, что ЕС собирается опубликовать отчеты о прогрессе Украины в марте, а затем снова в октябре, продвижение страны в сфере верховенства права проходит быстрее, чем ожидалось, но это два шага вперед и один (очень тревожный) шаг назад.

Для президента Украины Владимира Зеленского, заявившего, что «будущее его страны в ЕС», жизненно важно сохранить динамику, поскольку он знает, что членство Украины сталкивается с сопротивлением со стороны традиционных членов ЕС, ведь новый член может «размыть» их полномочия. Президент Франции Эммануэль Макрон в мае заявил, что Киев «вероятно, остается за десятилетие» от членства в ЕС, а страны Западной Европы выражают постоянную обеспокоенность по поводу незащищенности, коррупции и стоимости восстановления нации, разрушенной войной.

Читайте также: Вступление Украины в ЕС продолжает поддерживать большинство европейцев – Eupinions

В этом контексте Украина сейчас движется удивительно быстро. Назначение нового антикоррупционного прокурора дало толчок борьбе с коррупцией, поскольку многие резонансные дела закончились приговорами. Верховная Рада также ликвидировала Окружной административный суд Киева, печально известный как наиболее коррумпированный суд в Украине.

С другой стороны, однако, сейчас растет обеспокоенность по поводу Конституционного Суда – высшего надзорного органа, который может отменять решение правительства. Новая реформа грозит политическим вмешательством в орган, который фильтровал бы кандидатов в судьи. Это может стать серьезным препятствием на пути европейских стремлений Украины. И Еврокомиссия, и Венецианская комиссия, консультативный орган Совета Европы по конституционному праву, уже забили тревогу.

Закрытие коррумпированного суда Украины

Ликвидацию ОАСК в Украине многие рассматривают как один из положительных шагов в борьбе с коррупцией, но это далось нелегко.

Законопроект о ликвидации суда Зеленский подал как безотлагательный еще в апреле 2021 года. Однако украинский парламент сделал это только 13 декабря, через четыре дня после того, как Госдеп США наложил санкции на председателя ОАСК Павла Вовка за вымогательство взяток, вмешательство в судебные и другие публичные процессы.

Санкции США в отношении главы суда стали последней каплей, заявил председатель правления неправительственной организации Dejure Foundation Михаил Жернаков.

Но увольнение Вовка также было результатом сильного давления со стороны украинского гражданского общества, разоблачившего преступления суда, и антикоррупционных организаций, расследовавших его ведущих судей.

В 2020 году Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) обнародовало так называемые пленки Вовка – прослушивание как судей административного суда, так и топ-адвокатов в связи с уголовным делом против Вовка – на которых обнаружена информация о большом количестве фальшивых исков, незаконных постановлений и давлении со стороны Вовка на судей и чиновников.

«Настолько мощным Окружной административный суд Киева сделала его уникальная юрисдикция, которая охватывала не только органы местного самоуправления столицы, но и все государственные органы, расположенные в Киеве. А это значит все государственные органы. Эта широкая юрисдикция дала им большую концентрацию власти. И поэтому ее необходимо разделить с вновь образованным административным судом», – сказал Михаил Жернаков.

После обнародования пленок местными журналистами-расследователями общественность узнала о массовом препятствии правосудию и процветании взяточничества на самом высоком уровне. Однако все судьи и официальные лица, идентифицированные на записях, до сих пор отрицают их подлинность.

Читайте также: Ликвидировать суды, которые выносят плохие решения, все равно, что открыть ящик Пандоры, — председатель Верховного суда Всеволод Князев о ликвидации ОАСК

Сам Вовк назвал ликвидацию суда «поспешным решением» парламента, принятым под давлением «отдельных групп активистов и лоббистов». Посол Великобритании Мелинда Симмонс, напротив, назвала этот день «удачным днем для судебной реформы».

Адвокат Ростислав Кравец, представляющий интересы многих украинских судей, заявил, что все обвинения против Вовка сфабрикованы, и раскритиковал судебную реформу как «поддержанную иностранными силами».

Активисты и международные партнеры Украины неоднократно утверждали, что иностранные эксперты должны гарантировать прозрачный конкурс на назначение в украинской судебной системе, сильно пропитанной политическими связями, но Кравец возмутился международным давлением.

«Это неправильно. Вы можете представить, как я приеду в Лондон, чтобы помочь им выбрать судей? Европа пытается продать идею, что все судьи в Украине – преступники, берущие взятки. Это заставило многих покинуть свои должности или принимать неправовые решения», – сказал Кравец.

Второй шаг вперед

Вторым важным шагом стало назначение Александра Клименко главным антикоррупционным прокурором.

В 2021 году скандально известный Окружной административный суд Киева заблокировал назначение бывшего детектива антикоррупционного бюро НАБУ. Клименко прославился тем, что расследовал дело о взяточничестве еще одного высокопоставленного чиновника в администрации Зеленского – заместителя главы Офиса Президента Олега Татарова. Хотя Татарову инкриминировали взяточничество, его дело передали из юрисдикции независимых антикоррупционных органов в Службу безопасности Украины. Вскоре после этого дело было похоронено.

Татаров публично пообещал доказать свою невиновность и назвал дело против него личной вендеттой Артема Сытника, тогдашнего председателя НАБУ.

Читайте также: Борьба с коррупцией во время войны: шаги, которые следует сделать Украине в 2023 году

Только в июле этого года Клименко был назначен новым руководителем САП после почти двух лет промедлений и колоссального давления со стороны международных партнеров.

«Независимая антикоррупционная инфраструктура является важной составляющей демократии в Украине», – заявил глава Офиса Президента Андрей Ермак в заявлении о назначении Клименко.

После того, как Клименко пришел на должность, было разблокировано несколько расследований о взяточничестве, и бывшие чиновники оказались в судах, СИЗО или уплатили штрафы.

Большой шаг назад

Однако в тот же день, когда Украина ликвидировала ОАСК, она серьезно просчиталась в реформировании своего важнейшего Конституционного Суда.

13 декабря украинский парламент проголосовал за закон о реформировании Конституционного Суда, но наблюдатели указали на возможность политического вмешательства в новом способе назначения судей.

Новый порядок предусматривает создание совещательной группы из трех чиновников и трех независимых экспертов с одинаковым количеством голосов при отборе судей. Они будут выбирать кандидатов простым большинством голосов. Решение группы также не является окончательным, поэтому не прошедшие оценивания кандидаты могут все равно баллотироваться в Конституционный Суд.

19 декабря Венецианская комиссия рекомендовала изменить новый закон и ввести седьмого члена совещательной группы, чтобы предоставить независимым экспертам решающий голос при отборе. Комиссия также рекомендовала сделать решения совещательной группы обязательными к исполнению, исключив возможность прохождения в Конституционный Суд кандидатов с негативными оценками.

Однако уже на следующий день Зеленский, направляясь из прифронтового города Бахмута в Вашингтон, подписал законопроект, проигнорировав рекомендацию Венецианской комиссии.

Читайте также: Зеленский подписал закон №7662 об отборе судей КСУ

«Голосование простым большинством означает, что независимым экспертам понадобятся голоса политических назначенцев от правительства, чтобы избрать кандидата в следующий этап. С такими правилами совещательная группа не сможет рекомендовать независимых кандидатов», – сказал Жернаков из «Dejure».

Украинские реформаторы нуждаются в давлении из-за границы

Украинские общественные организации призвали международных партнеров продолжать давление по реформе Конституционного Суда. Михаил Жернаков утверждает, что из-за российского вторжения некоторые иностранные партнеры избегают публичной критики Киева, чтобы не играть на руку России или критикам Украины в ЕС.

«Учитывая заслуженную популярность Зеленского, международные партнеры предпочитают не критиковать Украину так резко, как это делали раньше, поскольку не хотят никоим образом подрывать авторитет Зеленского во время активных боевых действий. Но должна быть красная линия», – сказал Михаил Жернаков.

23 декабря наконец-то высказалась Европейская комиссия. Ана Пизонеро, спикер по вопросам расширения ЕС, заявила, что Комиссия ожидает, что украинские власти полностью выполнят рекомендации Венецианской комиссии, и будут контролировать процесс.

Виталий Шабунин, глава киевского Центра противодействия коррупции, отметил в своем заявлении, что, если не внести изменения, новый порядок отбора предоставит Офису Президента эффективный контроль над Конституционным судом. Офис Президента не ответил на запрос прокомментировать эту историю.

«Это фантастический риск. Конституционный Суд является единственным институтом, ныне ограничивающим политическую власть в стране. И именно потому, что он не контролируется властью, он может контролировать власть», – сказал Жернаков.

Признаком важности Конституционного Суда является то, что он разжег кризис в 2020 году, когда признал определенные части законодательства Украины неконституционными. Этим решением был отменен публичный доступ к электронным декларациям об имущественном положении и доходах, а также уголовное наказание за ложь в них. Изменения практически парализовали борьбу с коррупцией в Украине, сообщили в Национальном агентстве по предотвращению коррупции. Это решение Конституционного Суда было раскритиковано Венецианской комиссией и осуждено международным сообществом.

Более тысячи чиновников ушли от ответственности за ложь в декларациях, и лишь усилиями власти и общественности удалось нейтрализовать угрозу для антикоррупционной инфраструктуры.

Гражданское общество и международные партнеры с помощью Зеленского смогли очистить Конституционный Суд, а также другие высшие органы судебной власти. А экс-глава КСУ скрылся за границу.

На вопрос, почему Зеленский сейчас подписал столь противоречивый закон, Михаил Жернаков сказал, что хотя украинское правительство многое делает для приближения Украины к ЕС, в Офисе Президента все еще есть люди, которые противятся изменениям.

«И пока Зеленский в Бахмуте или США, проскакивают такие вещи. Потому что они хотят сохранить контроль над ключевыми законодательными институтами», – заявил Жернаков.

Гражданское общество готовится дать отпор, хотя сейчас пространство для критики ограничено из-за войны. Жернаков сказал, что существует риск того, что Россия несправедливо использует такую критику по отношению к КСУ, чтобы представить Украину как недемократическую и коррумпированную страну.

«Обычно российская пропаганда безосновательна и ее можно опровергнуть простой проверкой фактов. Но когда вместо евроинтеграционных реформ власти подписывают законы типа этого, они дают не просто оружие, а HIMARS российской пропаганде», – сказал Жернаков.