Прежде всего, эта война касается судьбы 44 миллионов украинцев. Но среди руин Мариуполя и Харькова на кону стоит также то, в как будет выглядеть весь мир. Владимир Путин устроил вторжение в Украину, чтобы заставить ее отказаться от сближения с Западом и подчиниться воле Кремля.
Он убежден, что большие страны имеют право доминировать над меньшими. Украина же настаивает, что она сама будет выбирать себе союзников. С западной поддержкой она защищает универсальный принцип, что все страны суверенны. Тот, кто победит на поле битвы, будет определять, как будет функционировать дальше весь мир, - пишет The Economist.
Важно и то, что за пределами поля боя Запад проигрывает в этой схватке. Большинство развивающихся стран либо поддерживают вторжение России, либо сохраняют нейтралитет. Некоторые страны зависят от российского оружия, другие чувствуют неоправданную ностальгию по советскому величию. Но многие из них также считают, что Запад, корыстный, лицемерный и приходит в упадок. А еще часть стран мира хоть и не поддерживают вторжение, считают, что это не их проблема. Это значит, что мир движется в очень опасном направлении. 2 марта 141 страна в ООН проголосовала за резолюцию, осуждающую российское вторжение. Но реальная картинка намного сложнее.
Организация The Economist Intelligence Unit обнаружила, что только треть населения мира живет в странах, которые не просто осуждают поведение России, но и ввели санкции против нее. Большинство из этих стран на Западе. Еще треть мира – нейтральная. В этой категории оказалась Индия, а еще сомнительные союзники США – Саудовская Аравия и ОАЭ. Третья и последняя категория – это страны, которые повторяют российскую пропаганду, оправдывая вторжение. Китай, например, постоянно повторяет за Москвой, что на территории Украины якобы существуют американские «биолаборатории».
В мире Путина, в котором сильный всегда прав, отсутствие широкой поддержки доказывает упадок Запада. После распада СССР в 1991 году, когда США стали единственной супердержавой, страны были благосклонны к ней вовсе не по идеологическим убеждениям. Они желали получить американскую поддержку. Теперь влияние США на меньшие страны сократилось на фоне подъема Китая. Разговоры об «упадке» преувеличены. Однако у них есть доля правды.
Запад сам приложил усилия, чтобы потерять влияние. До вторжения Путина в Украину казалось, что Запад утратил веру в общие принципы, которые сам сформулировал. После российской атаки против Грузии в 2008 году президент Барак Обама бросился "перезагружать" отношения с Кремлем и сосредоточился на внутренней политике. Когда в 2013 году в Сирии Башар Асад использовал химическое оружие, Обама тоже ничего не сделал. Через год Россия аннексировала Крым и получила за это лишь легкую оплеуху.
Китай и Россия убеждены, что отсутствие уверенности в себе - это проявление упадка Запада. Президентство Дональда Трампа только укрепило эти убеждения, подорвав американские союзы. Демократия в США погрязла в скандалах и теориях заговора. ЕС часто казался совершенно зацикленным на себе. Brexit был полон фиаско как для тех, кто его поддерживал, так и для тех, кто был против. Более бедные страны тоже считают Америку и ее союзников эгоистичными. Потому что они просят о солидарности только тогда, когда им это выгодно. В то время как Китай и Россия раздавали вакцины от COVID-19, Запад запасался дозами сам. Страны, которые разбогатели, сжигая нефть и уголь, начали призывать мир увеличить усилия ради борьбы с изменением климата. Однако сами они не выполнили обещание финансово помочь бедным странам, чтобы они могли отказаться от ископаемого топлива и адаптироваться к более теплому миру.
Также бедные страны считают Запад лицемерным. Европа говорит об универсальных правах. Но, с радостью принимая миллионы беженцев из Украины, она отказала тем, кто бежал от войны в Сирии. США и их союзники вторглись в Ирак в 2003 году без поддержки ООН. В глазах Запада Саддам Хусейн был кровожадным диктатором, травившим собственный народ химическим оружием, а также атаковавшим соседние страны. Конечно, Владимира Зеленского нельзя сравнивать с ним. Но правители других стран боятся, что если Западу разрешено брать на себя роль судьи, суда присяжных и палача, они не могут рассчитывать на правосудие.
Этот ядовитый коктейль из оправданных обид и преувеличений подкреплен еще и всеобщим недовольством старой колониальной политикой. Беда в том, что развивающиеся страны совершают страшную ошибку. Ведь для них на войне в Украине тоже есть свои ставки. Все ошибки Запада не превалируют тот факт, что в системе, которую предлагает Путин, народы этих стран будут страдать еще больше.
Мир, который Путин стремится построить, будет еще более падшим, эгоистичным и безнравственным, чем уже существующий. Украина может это доказать. Экстравагантная ложь Путина о «нацистах» в Киеве и все возражения самого участия российской армии в войне декадентские. Его дерзкие заявления о том, что НАТО «спровоцировало войну», угрожая России путем расширения в Центральной и Восточной Европе – это эгоизм. Потому что никто силой не затащил все страны в регионе в альянс. Они сами избрали НАТО ради своей безопасности после многих десятилетий советской тирании. А еще в Украине можно увидеть моральный упадок России, чьи солдаты пытают, насилуют и массово убивают мирных людей.
Хуже то, что вера Путина в законное доминирование больших держав не ограничивается полем битвы. Он прав в одном: успешное применение силы лежит в основе геополитики. Если России позволят победить в Украине, запугивание, ложь и манипуляции еще больше проникнут в мир международных соглашений и законов. Они уничтожат все международные договоренности, которые воспринимают как должное. Однако именно на них держится современный мир.
Это путинское видение может понравиться Китаю, который с нетерпением ждет возможности построить собственную сферу влияния. Пекин чувствует себя достаточно уверенным, чтобы доминировать над другими. Это видение подойдет тиранам, желающим безнаказанно эксплуатировать свои страны и терроризировать соседей. Но такие взгляды не подходят лидерам, которые действительно хотят лучшего для своих народов.
Теперь попытайтесь сравнить жестокие взгляды Путина с теми, которых придерживается Украина. Сражаясь с российской агрессией, она фактически стала маяком демократии. Как и Запад, она не идеальна. Но она борется за свободу и надежду. Развивающиеся страны не должны отказываться сегодня же от своих несовершенных систем. Однако должны защитить Украину от Путина и использовать свое все большее влияние, чтобы помочь ей процветать.
Ранее издание CNN писало, что следующим ключевым сражением русско-украинской войны будет битва за Славянск . Поскольку город имеет ключевое стратегическое значение. Если враг сможет взять его под контроль, у него появится возможность оцепить украинскую армию на Донбассе.
В свою очередь, издание New York Times писало, что битва за Донбасс будет чрезвычайно жестокой . Она будет сильно отличаться от боев в окрестностях Киева, Харькова и Сум. Поскольку здесь враг знает местность лучше. И его логистические цепи более короткие.