В течение двух дней в конце апреля 2023 журналисты The Economist провели более 8 часов в разговоре с бывшим Госсекретарем США Генри Киссинджером. Во время интервью он называл президента Украины Владимира Зеленского «чрезвычайным лидером», который поступает мудро, приветствуя дипломатические усилия Китая по окончании войны.
Киссинджер также объяснил, почему он изменил свою точку зрения и начал поддерживать идею вступления Украины в НАТО, предостерегая, что европейские лидеры ошибаются, когда колеблются с предоставлением Киеву членства. Он также объяснил, почему присоединение Украины к Альянсу было бы и в интересах России.
Сегодня стало известно, что Генри Киссинджер умер в возрасте 100 лет. По этому случаю The Economist приводит несколько ключевых тезисов, прозвучавших в последнем интервью Госсекретаря для издания.
Украина должна вступить в НАТО ради Европы и России
«То, что сейчас говорят европейцы, по моему мнению, безумно опасно. Потому что европейцы говорят: «Мы не хотим, чтобы украинцы были в НАТО, потому что это слишком рискованно. Но мы вооружим их до зубов и дадим им самое современное оружие». И как это должно сработать? Мы не должны завершить эту войну неправильно. Если предположить вероятный результат, то он будет примерно похож на статус-кво анте, существовавший до 24 февраля 2022 года. Результат должен быть таким, чтобы Украина оставалась под защитой Европы, а не превратилась в одинокое государство, которое заботится только о себе», – говорил Киссинджер в интервью The Economist.
«Если бы я говорил с Путиным, я бы сказал ему, что он тоже в большей безопасности с Украиной в НАТО», - добавил он.
«Мы вооружили Украину до такой степени, что она будет найлучше вооруженной страной с наименее стратегически опытным руководством в Европе. Если война закончится так, как она, вероятно, закончится, и Россия потеряет много своих достижений, но сохранит Севастополь, мы можем иметь недовольную Россию, но также и недовольную Украину – то есть баланс неудовлетворенности. Поэтому для безопасности Европы лучше иметь Украину в НАТО, где она не сможет принимать национальные решения по территориальным претензиям», – объяснил он свою позицию.
Об угрозе глобального конфликта из-за противостояния Америки и Китая
«Мы находимся в классической ситуации, как перед Первой мировой войной, когда ни одна из сторон не имеет большого поля для политических уступок и когда любое нарушение равновесия может привести к катастрофическим последствиям», - говорил Киссинджер.
« Обе стороны убедили себя в том, что другая представляет стратегическую опасность. Мы стоим на пути к противостоянию больших государств. Две самые большие опасности для мира сейчас – это мы сами (Америка и Китай). В том смысле, что мы способны уничтожить человечество», – предостерег он.
О готовности Украины говорить с Китаем о войне
«Украинцы хотят отношений. Зеленский оказался чрезвычайным лидером, и это проявление мудрости с его стороны, потому что после обещания «партнерства без ограничений» между Россией и Китаем можно было подумать, что Китай никогда не будет вести дипломатию параллельную с НАТО», – говорил Киссинджер The Economist.
«Украина сейчас – это ведущее государство. Китайцы говорят о двусторонних отношениях», – добавил он.
О надвигающейся угрозе со стороны искусственного интеллекта
«Китай и Америка – это два государства такого типа, где исторически военная конфронтация была неизбежной. Но это нельзя назвать нормальным обстоятельством, потому что есть взаимное гарантированное уничтожение и искусственный интеллект. Мы находимся в самом начале возможностей, когда машины могут навязать глобальную чуму или другие пандемии, речь идет не только о ядерных, но и о любых других способах человеческого уничтожения. Обстоятельства требуют ответственных лидеров, которые хотя бы будут пытаться избежать конфликта», - говорил бывший Госсекретарь США.
Сомнения Киссинджера относительно отношений Китая с Россией
«До соглашения между Путиным и Си Цзиньпином на Олимпийских играх, когда лидер Китая заявил о своей позиции против расширения НАТО, я не думаю, что любой китайский лидер высказывал свою точку зрения на европейскую эволюцию до этого момента. Си Цзиньпин, вероятно, знал, что Путин вторгнется в Украину. Это серьезное китайское обязательство», – говорил он.
«Я никогда не встречал российского лидера, который бы сказал что-нибудь хорошее о Китае. И я никогда не встречал китайского лидера, который бы сказал что-то хорошее о России, между ними существует определенное презрение», – добавил Киссинджер.
Япония станет ядерным государством через 5 лет
«Насчет Японии. У них достаточно четкое видение того, куда они идут, они направляются к тому, чтобы стать ядерным государством через 5 лет. И они всегда хотят быть рядом с нами. Хотя я не исключаю, что они могут заключать неудобные для нас сделки. Но они всегда будут беспокоиться о Китае и соотношении сил между ними. Так же я не думаю, что Япония намерена быть постоянным членом глобальной многосторонней системы, которая будет их ограничивать», – допустил Киссинджер.