Министр обороны США Ллойд Остин недавно заявил, что сотрудничество США с союзниками по НАТО может стать ключевым условием для возвращения глобальной стабильности. Теоретически, это очень хорошо - Америке нужны сильные союзники. Но проблема в том, что ни Остин, ни администрация Байдена, похоже, не собираются признавать, что старые, нереформированные союзы могут быть малоэффективными, поскольку интересы союзников в последнее время сильно отличаются, пишет The Washington Post.
Остин утверждает, что союзники, такие как НАТО, являются чрезвычайно важными для американской национальной безопасности, и они в последнее время слишком часто чувствовали, что Соединенные Штаты просто игнорировали их. Конечно, это касается политики бывшего президента США Дональда Трампа, чья «недипломатичная манера» и откровенное неуважение ко многим традиционным союзникам, таким как Германия, навредили отношениям Америки и других демократических стран. Но несмотря на все свои политические ошибки, Трамп все-таки понимал одну важную вещь: напряженность между США и их союзниками начала обостряться, поскольку существуют принципиальные разногласия относительно природы самого альянса, а не только из-за неуклюжей внешней политики одного человека.
НАТО создали в 1949 году как часть глобальной стратегии сдерживания Советского Союза. Миссия альянса заключалась в том, чтобы советские войска не смогли завоевать Западную Европу и доминировать над Северной Атлантикой. США создали еще некоторые региональные союзы, которые должны были выполнять подобные роли в других местах.
Организация Договора Юго-Восточной Азии была создана в 1954 году для борьбы с экспансией коммунизма в этом регионе, тогда как Организация Центрального договора возникла в 1955 году для сдерживания советской экспансии на Ближнем Востоке. Двусторонние оборонительные договоры США с Южной Кореей и Японией служили сдерживанием коммунистических проектов в северной части Тихого океана. Все эти отдельные союзы были направлены на борьбу с одной угрозой, общей для всех союзников.
Сегодня Соединенные Штаты и американские союзники столкнулись с различными угрозами и имеют разные интересы. Несмотря на то, что тихоокеанские союзники Америки изрядно обеспокоены ростом коммунистического Китая, много союзников США по НАТО не разделяют этого беспокойства. Израиль и другие арабские союзники США опасаются ядерной программы Ирана, но эта проблема, вероятно, не так сильно волнует некоторые страны в Восточной Азии и Европе.
Даже среди союзников по НАТО существуют различные представления об угрозе со стороны России. Страны Восточной Европы, на границе с Россией, больше обеспокоены агрессивной политикой Кремля, чем остальные государства Центральной Европы, такие как Германия и Италия, например. Первая группа союзников по НАТО задается вопросом, будет ли обращаться с ними президент России Владимир Путин так же, как и с Украиной. Другая часть союзников, которая находится на сотни миль от ближайших российских военных баз, не слишком беспокоится политикой Путина относительно своих соседей.
Неудивительно, что граждане некоторых союзных американских стран относятся к Трампу совсем иначе, чем считает администрация Байдена. Опрос, проведенный в 2019 году, показал, что жители Западной Европы, Канады и Австралии считали, что руководство США во времена Трампа является негативной силой для мировой демократии. Однако граждане других стран имели противоположное мнение, они сказали, что США играют положительную роль. Такие положительные взгляды были особенно ярко выражены в Азии и на Ближнем Востоке, где израильтяне и арабы считали, что США являются силой добра. Восточные европейцы также весьма положительно относились к США. Понятно, что односторонний и часто воинственный подход Трампа к Ирану, Китаю и России, который западноевропейцам часто не нравился, был хорошей новостью для других союзников.
Остин также должен понять, что некоторые страны НАТО не слишком желают выполнять свои договорные обязательства. Опрос исследовательского центра Pew, проведенный в 2019 году, спросил тысячи европейцев в странах НАТО, должно ли их государство использовать военную силу для защиты другого члена НАТО от нападения России. Всего около 50 процентов опрошенных выступили против использования войск своей страны для защиты другого союзника по НАТО, а это, между прочим, главное обещание, содержащееся в статье 5 Договора о НАТО. Лишь 34 процента немцев и 25 процентов итальянцев поддерживали выполнение договорных обязательств своей страны. Возможно, именно поэтому Германия выделяла меньше средств на общую оборону, ведь многие немцы были против.
Простые дипломатические обещания не решат проблему такого расхождения, они не помогут преодолеть широкий разрыв во взглядах. Проще говоря, американские союзники из Азии, Ближнего Востока и Востока Европы хотят, чтобы США противостояли опасным врагам и готовы поддержать американские действия собственными силами. При этом, много западноевропейских союзников США хотят временно сотрудничать с Китаем, а не присоединяться к глобальным усилиям для его сдерживания.
Соединенные Штаты действительно должны восстановить утраченные связи с другими демократическими странами, но союзы должны строиться на согласованных целях и готовности нести свою долю нагрузки. Демократические союзы требуют отчаянного реформирования, а это очень сложная задача. Но проблемой может быть то, что администрация Байдена этого не учитывает, резюмирует издание.
В своей недавней речи новый американский президент Джо Байден повторил обещание "провести демократический саммит". Привлекательность этой идеи для нового лидера США очевидна. В то время, когда соперничество между Америкой, Китаем и Россией растет, такой демократический саммит станет подтверждением роли США как «лидера свободного мира». Подобное сообщение от Америки может иметь важное значение, учитывая общий демократический упадок во всем мире. Тем не менее, Байдену и его команде было бы лучше отложить свои планы по саммиту - по крайней мере на некоторое время, пишет Financial Times.