UA / RU
Поддержать ZN.ua

США и Китай находятся на расстоянии одной военной ошибки от катастрофы — The Economist

Решить кризис в отношениях Вашингтона и Пекина со временем будет только сложнее.

В эпоху соперничества и недоверия влиятельных государств трудно рассчитывать на удачу, когда речь идет об отношениях Америки с Китаем. Но в одной важной сфере странам удалось избежать катастрофического обострения противостояния. Прошло два десятилетия после серьезного столкновения между вооруженными силами Америки и Пекина. Сегодня небо и море вокруг Китая наполнены все большим количеством самолетов и военных кораблей с разных сторон. В Пекине ученые и чиновники оценивают возможность столкновения военных сил США и Китая. Аналитиков интересует то, как подобный кризис могут решать две страны, запертые в открытой идеологической конкуренции, пишет The Economist.

Последний инцидент касался столкновения между китайским истребителем и американским самолетом-разведчиком над Южно-Китайским морем 1 апреля 2001 года. Китайский пилот погиб. Сильно поврежденный американский самолет с членами экипажа был вынужден совершить посадку на китайском военном аэродроме на острове Хайнань «без разрешения» Пекина. Задержание экипажа Народно-освободительной армией Китая стало первым испытанием для Джорджа Буша, который тогда был президентом США лишь менее трех месяцев.

Американский экипаж был отпущен только через 11 дней после того, как посол Америки в Китае Джозеф Прюэр написал письмо, в котором говорилось, что его правительство «очень сожалеет» о смерти китайского пилота.

Отмечая, что самолет США совершил аварийную посадку, чтобы спасти свой экипаж, в письме добавляется, что Америка также «сожалеет» из-за прибытия самолета на Хайнань без разрешения. Благодаря «правильному» переводу на китайский язык Пекин представил письмо как официальное извинение. Лидеры Пекина объявили пилота Ван Вэя «революционным мучеником», а также «защитником страны». Официальные китайские СМИ призвали граждан направлять свое горе на трудную работу, чтобы сделать Китай более сильным.

В 2001 году оба правительства пошли на риск, чтобы положить конец противостоянию. За несколько часов до того, как американцы вернулись домой, журналисты опросили местных жителей на Хайнане. Люди заявляли, что американского пилота нужно судить. Раздраженные студенты рассказывали о подавленных протестах в университетском городке.

Несмотря на все их требования, чтобы Америка прекратила разведывательные полеты вблизи Китая, лидеры Пекина сначала сигнализировали представителям администрации Буша о желании соглашения в более широких двусторонних интересах.

Примечательно, что Китай хотел вступления во Всемирную торговую организацию и проведения Олимпийских игр 2008 года, тогда как Америка имела рычаги влияния в обоих случаях. После того, как китайский президент Цзян Цзэминь продемонстрировал свое желание решить спор, он отправился в «тур» по Латинской Америке.

США тоже пошли на компромисс. Удача сыграла свою роль в 2001 году. Буш передал вопрос решения кризиса своему госсекретарю Колину Пауэллу — прагматику, способному быстро принимать решения.

Посол Америки в Китае Джозеф Прюэр, который был бывшим адмиралом и главой Тихоокеанского командования, уверенно говорит о позиции США. При этом предварительные контакты с китайскими генералами не помогли. Важным фактором решения ситуации стала удача.

Два десятилетия спустя Конгресс и средства массовой информации в Америке с большей решительностью осуждали бы такой компромисс, на который в свое время пошла администрация Буша.

«Сегодня если Китай является проблемой, то важным вопросом будет определение эффективности правительства США», – говорит Прюэр.

К тому же сейчас готовность Пекина идти на компромисс вызывает сомнения. Китай видит «некоторые положительные изменения», начиная с расширения своих военных возможностей.

Бывший дипломат Чжан Туошэн говорит, что в 2001 году американские офицеры обсуждали вопрос уничтожения собственного самолета, чтобы сохранить его секреты, но решили не запускать ракету на китайскую авиабазу.

Он утверждает, что современная сила Китая должна сделать Америку еще осторожнее. Чжан поддерживает «горячие линии» для экстренных случаев и кодекс поведения, согласованные китайскими и американскими военными командирами в течение многих лет. Но Китай и США остаются принципиально разделенными относительно того, как избежать «несчастных случаев», признает бывший дипломат.

Пекин считает, что Америка должна «прекратить приближаться к Китаю». Американцы отмечают «безопасность», то есть сдержанное поведение во время «близких военных встреч».

Тем временем китайские военные становятся более агрессивными. Начиная с 2021 года, американские самолеты-разведчики зафиксировали несколько напряженных моментов с самолетами Китая. Когда поступают жалобы, Китай отвечает: «держитесь подальше». В следующий раз решить подобный кризис будет гораздо сложнее, резюмирует издание.

Читайте также: Китай и Россия испытывают Европу — FT

Усиление конкуренции с США привело к тому, что Китай изменил свою политику военного базирования за рубежом, стараясь создать безопасностный круг из стран, зависящих от него экономически. Первой была создана база в Джибути. Теперь масс-медиа сообщают о планах Пекина открыть базу в Экваториальной Гвинее.
О том, как КНР укрепляет свои геоэкономические и военные позиции в мире, — в статье Наталии Бутырской «Китай подбирается к берегам США: что это означает».