Выходом из ядерной сделки с Ираном, президент США Дональд Трамп рассчитывает на пересмотр или смену соглашения, однако, скорее всего, такие действия приведут к войне, сообщает The Economist.
8 мая Трамп не смог разорвать связи Америки с иранской ядерной сделкой настолько, насколько собирался. Совместный всеобъемлющий план действий, как известно, в течение ряда лет сокращает ядерную программу Ирана и постоянно подвергает ее инспекциям в обмен на отмену санкций. Выход г-на Трампа из "гниющего и гнилого" соглашения был удостоен предвыборного обещания. Тем не менее, президент был неожиданно суров, заявляя о том, что нужно продлить санкции, а не просто восстановить их, и наказать любую фирму, ведущую дело с Ираном, где бы она не находилась.
Поскольку ООН заявляет, что Иран соблюдает соглашение, как сообщают даже его критики, Трамп укрепил аргументы врагов, которым Америка не может доверять, и что глобальные правила, которые были утверждены, должны быть нарушены. Вопрос для других участников сделки (Россия, Китай, Германия, Великобритания, Франция и Европейский союз): что дальше? Вопрос для всего мира, особенно для Ближнего Востока, заключается в следующем: что это значит для способности Ирана получить бомбу?
Сначала трагедия, затем фарси
В объявлении во вторник Трамп предложил свои собственные ответы. Он сказал, что он "готов, желает и способен" договориться о новой сделке, которая ограничивает региональную агрессию Ирана, а также его ядерное оружие, хотя он не предлагал никаких планов для этого. Он также опубликовал скрытый призыв к иранскому народу, который, по его словам, удерживается "в заложниках" у своего правительства, и должен восстать против своих угнетателей.
По сути, план Трампа основан на предчувствии санкций. Во-первых, он предполагает, что с более жесткими санкциями экономика Ирана будет менее способна финансировать войны в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене. Однако воинственность Ирана не является результатом учений по бухгалтерскому учету. Несмотря на прошлогодние уличные протесты, в которых призывалось больше тратить дома, Иран финансирует войска, ополченцев и террористов, потому что он жаждет влияния и ощущает угрозы. На этой неделе Трамп намеревался запугать Иран: но он, возможно, сделал его более решительным.
Во-вторых, Трамп предполагает, что экономическая боль от новых санкций может заставить Иран сесть за столом переговоров, как это сделала Северная Корея. Тяжелые санкции действительно могут привести к переговорам, что Иран и показал в сделке, которую Трамп теперь откинул. Но Трамп мало понимает, как именно лидеры, которых он только что смутил, могут отказаться от оптовых заказов и выжить.
Возможно, в этом и смысл, и его реальная ставка заключается в том, что санкции приведут к экономической агонии, которая свергает режимы. Муллы не будут править Ираном всегда. Но Кастро на Кубе выдержал санкции на протяжении десятилетий. Иранские теократы отлично готовы сохранить порядок силой.
Эта газета приветствовала бы прекращение иранской воинственности и самого режима, но желание, основанное на догадках, не является политикой. Вместо этого, столкнувшись с вероятным провалом схемы Трампа, стороны сделки должны стремиться сохранить ее до тех пор, пока они могут. Одна из целей - продемонстрировать Трампу и его сторонникам, что глобальные правила имеют значение. ЕС должен, например, продолжать встречу с официальными лицами Ирана и протестовать перед Всемирной торговой организацией по поводу американских санкций в отношении своих компаний, как это было 20 лет назад, когда Америка применяла вторичные санкции против Кубы. Другая цель - вернуть Иран из возобновления своей программы по ядерному оружию.
Однако, вполне реалистично, что Китай и Россия не захотят вытащить Трампа из той дыры, которую он сделал для себя, а ЕС не сможет спасти сделку самостоятельно. Доллар по-прежнему остается доминирующей валютой (хотя Трамп, несомненно, приближает день, когда Китай будет проводить глобальные платежи в юанях). Компании с выбором между операциями в Америке или Иране неизбежно выберут более крупный рынок.
Таким образом, выгоды от частичной сделки будут незначительными, и Иран может рано или поздно возобновить свою ядерную программу. Иранская сторона защищалась, предоставляя раннее предупреждение о возможности наложения санкций. Без этого Иран может попытаться вернуться к старому режиму ограниченных инспекций, построить новые центрифуги с помощью которых обогатит уран до уровня оружейного качества и создаст небольшие боеголовки. Если иранская программа идет под землей - буквально и образно - может быть недостаточно разведки для оценки угрозы. Более того, с санкциями, которые уже введены, Трамп и его преемники будут иметь ограниченный дипломатический потенциал, чтобы остановить Иран. Вместо этого им придется прибегать к военным действиям.
Вы бы собирались вступать в войну с Ираном, если бы мистер Трамп сражался, скажем, с некоторыми дополнительными центрифугами для обогащения урана? Иран сможет ползти к ядерному порогу. И, в отличие от иракских и сирийских ядерных программ, которые были уничтожены в одной миссии израильскими военно-воздушными силами, ноу-хау Ирана и промышленный потенциал не могут быть разбомблены. Если Иран намерен получить оружие, Америке или Израилю придется бомбить его каждые несколько лет. Как бы они это оправдали? Трудно думать о том, что какой-либо предыдущий президент США отказался от международного соглашения за такие плохие шансы и с такой высокой стоимостью.
Как сообщалось, 8 мая президент США Дональд Трамп заявил о расторжении ядерной сделки с Ираном и пообещал ввести жесткие санкции против Тегерана. Трамп обвинил иранский режим в нарушении условий соглашения и продолжении разработки ядерного оружия. В Минфине США уточнили, что секторальные санкции будут возобновлены в течение 90-180 дней.
В то же время, Вашингтон готов отменить санкции, если Тегеран откажется от разработки ядерного оружия и баллистических ракет, а также от идеи уничтожения Израиля, прекратит поддержку террористических группировок на Ближнем Востоке, не будет создавать опасность судоходству в Персидском заливе и будет соблюдать права человека.
Поводом для выхода США из ядерного соглашения стало обнародование Израилем данных разведки о том, что Иран тайно продолжает работу над созданием ядерного оружия.
Евросоюз не поддержал действия Трампа. В Брюсселе заявлили, что ЕС, Франция, Британия и Германия поддерживают ядерную сделку и не намерены ее расторгать.
Президент Ирана Хасан Рухани заявил о готовности сотрудничать с со странами ЕС в рамках ядерной соглашения, однако скептически оценил возожность его сохранения.
Договор между Ираном и США, Россией, Германией, Британией, Францией и Китаем был подписан в 2015 году. Соглашение предполагает сворачивание иранской ядерной программы и контроль над ней в обмен на постепенное снятие санкций.
Подробнее читайте в материале Виктора Каспрука "Выйдет ли президент Трамп из ядерного соглашения с Ираном?", а также в статье Александра Хары "Арес, Гермес и Афина на "вашингтонском Олимпе" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина". в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".