UA / RU
Поддержать ZN.ua

Reuters опубликовало последний разговор президентов США и Афганистана перед захватом власти талибами: о чем говорили

Последний разговор между Джо Байденом и Ашрафом Гани состоялся 23 июля.

Во время последнего разговора перед тем, как власть в Афганистане захватили талибы, президент США Джо Байден и его афганский коллега Ашраф Гани обсудили военную помощь, политическую стратегию и тактику обмена сообщениями, пишет Reuters, в чьем распоряжении оказалась соответствующая стенограмма. Журналисты агентства пересмотрели стенограмму телефонного разговора и прослушали аудиозаписи, чтобы подтвердить достоверность разговора. Все материалы предоставил источник на условиях анонимности.

Так, разговор двух президентов 23 июля длился 14 минут. Во время него Байден предложил Афганистану помощь, если Гани публично заявит о том, что него есть план по контролю над ситуацией в стране.

«Мы продолжим оказывать непосредственную авиационную поддержку, если будем знать, каков план», - сказал тогда Байден. 

Президент Соединенных Штатов также посоветовал Гани заручиться поддержкой властных афганцев в будущей военной стратегии, а затем назначить «бойца» ответственным за эти усилия.

Согласно стенограмме, Байден также высоко оценил вооруженные силы Афганистана, которые обучались и финансировались правительством США.

«У вас 300 тысяч хорошо вооруженных сил против 70–80 тысяч, и они явно способны хорошо сражаться», – сказал американский президент.

Указано, что большую часть разговора Джо Байден сосредоточился на том, что он назвал проблемой «восприятия» афганского правительства. 

«Мне не нужно рассказывать вам, что во всем мире и в некоторых частях Афганистана, я полагаю, дела идут не очень хорошо с точки зрения борьбы с «Талибаном»… И есть необходимость, правда это или нет, нужно спроектировать иную картину», - сказал Байден. 

Кроме того, президент США сказал своему афганскому коллеге, что если выдающиеся политические деятели Афганистана вместе проведут пресс-конференцию, поддерживая новую военную стратегию, «это изменит восприятие, и я думаю,очень сильно изменит».

В Reuters отметили, что судя по словам Байдена, он не ожидал, что через 23 дня произойдет массовое восстание и крах. 

«Мы собираемся продолжать упорную, дипломатическую, политическую, экономическую борьбу, чтобы ваше правительство не только выжило, но и продолжало расти», - сказал Байден во время разговора 23 июля.

После этого телефонного звонка Белый дом выпустил заявление, в котором основное внимание уделялось приверженности Байдена поддержке афганских сил безопасности и администрации, которая ищет деньги в Конгрессе для Афганистана.

В свою очередь Гани сказал американскому президенту, что он верит в возможность установления мира, если он сможет «перебалансировать военное решение». При этом он добавил, что «нам нужно двигаться быстро».

«Мы столкнулись с полномасштабным вторжением, состоящим из талибов, полного пакистанского планирования и материально-технической поддержки, и по крайней мере 10-15 тысяч международных террористов, в основном пакистанцев, вовлеченных в это», - сказал Гани коллеге из США. 

Кроме того, Афганистан пообещал изменить свою военную стратегию, сосредоточив внимание на защите «центров населения» – крупных городов, а не на борьбе за защиту сельских территорий. Байден одобрительно отзывался об этой стратегии. Он сказал, что это поможет не только на местах, но и в «восприятии» на международном уровне, которое необходимо для укрепления мировой поддержки правительства Афганистана.

«Я не военный, поэтому я не говорю вам, как именно должен выглядеть план, вы не только получите дополнительную помощь, но и получите представление, которое изменится...» , - сказал Байден.

В свою очередь Гани заявил президенту США, что «ваша уверенность в поддержке имеет очень большое значение для того, чтобы мы могли действительно всерьез мобилизовать нас».

При этом, когда Байден попросил Гани пригласить бывшего президента Афганистана Хамида Карзая на пресс-конференцию, он отказался это сделать. 

«Карзай не поможет… Он против, и время имеет существенное значение, мы не можем привести каждого отдельного человека… Мы пытались несколько месяцев с президентом Карзаем. Последний раз встречались 110 минут; он ругал меня и обвинял в том, что я лакей США», - сказал Гани. 

Перед ответом Байден сделал паузу, а затем сказал, что «я оставлю за собой суждение по этому поводу».

В Reuters также отметили, что позже 23 августа состоялся телефонный разговор советника Байдена по нацбезопасности Джейка Салливана, главы Объединенного комитета начальников штабов генерала Марка Милли и командующего Центральным командованием США генерала Фрэнка Маккензи с Ашрафом Гани. Агентство получило стенограмму и этого звонка.

Во время разговора основное внимание уделялось глобальному восприятию событий на местах в Афганистане. Марк Милли сказал Гани, что «восприятие в Соединенных Штатах, Европе и в средствах массовой информации такого рода вещей является повествованием о движении «Талибана» и повествованием о победе «Талибана». И нам нужно коллективно продемонстрировать и попытаться изменить это восприятие, этот рассказ».

«Я не верю, что время здесь наш друг. Нам нужно действовать быстро», - добавил Маккензи.

Читайте также: Посольство США в Афганистане перенесли в другую страну

15 августа талибы вошли в Кабул, и президент Афганистана Ашраф Гани покинул страну. Перед этим в течение менее чем двух недель «Талибан» взял под контроль большую часть провинций Афганистана.

Оплотом сопротивления талибам снова стала провинция Панджшер на севере страны. Руководство взяли на себя вице-президент Афганистана Амрулла Салех и сын легендарного командира моджахедов Ахмад Масуд.

Подробнее о последствиях действий Вашингтона и дестабилизации в регионе – в статье Николая Замикулы «Что останется в Афганистане после вывода американских войск?», а также в материале Алексея Ижака «Трагедия Афганистана: «Талибан» пришел». О том, что ждет Афганистан теперь, после захвата власти талибами, читайте в статье Александра Коренькова «Лас-Вегас для террористов: почему Афганистан ожидают тяжелые времена»..