В разгар пандемии коронавируса людям приходилось принимать очень трудные решения. 52-летняя медсестра из Сан-Франциско Кэтлин Тернер все еще испытывает моральное напряжение. С тех пор, как прошлой весной люди с COVID-19 начали заполнять больницу, ей пришлось давать пациентам успокаивающие средства, зная, что болезнь, вероятно, принесет негативные последствия для здоровья, а порой она была вынуждена систематически отказывать родственникам в шансе попрощаться с близкими. В прошлом году Тернер придерживалась указаний, когда не позволила женщине навестить свою мать, у которой была тяжелая форма коронавируса, на День матери, пишет The Atlantic.
«Я поддержала правило на бумаге. Но это не соответствует тому, что должен сделать хороший человек. Я действительно хороший человек? Теперь у меня появились сомнения», - сказала она.
Многие люди страдали из-за того, что не посещали своих родственников из-за риска заразить их коронавирусом. В некоторых случаях подобные ситуации оставляют то, что психологи называют «моральным вредом» - чувством вины и дезориентации после нарушения собственного этического кодекса.
Мир только начинает оценивать моральную травму, которую принесла пандемия. Каждая смерть от COVID-19 открыла отдельный океан горя. Миллионы людей, переживших коронавирус, до сих пор страдают от того, что с ними сделала болезнь. Даже тем, кого вирус не «зацепил лично», приходилось бороться с потерей работы и социальной тревогой.
Для многих людей пандемический год также принципиально сломал их моральный компас. Моральная травма - это давняя проблема. В 1994 году психолог Джонатан Шей впервые использовал этот термин, заметив, что некоторые американские солдаты, что пережили травматические события во Вьетнаме, вернулись с глубокими изменениями в своем характере. По его словам, эти сдвиги преимущественно вызывали события, которые нарушали моральный кодекс солдата.
Моральная травма не считается психической болезнью, и исследователи все еще работают над выяснением границ того, что именно вписывается в эту концепцию и к каким поведенческим изменениям это приводит. Но исследователи говорят, что влияние морально тяжелых событий связано с психическими состояниями, такими как депрессия.
С тех пор, как Шей представил эту идею, психологи и психиатры расширили понятие морального вреда, включая различные сценарии: полицейские, которые должны принимать решения за секунду, следует ли открывать огонь, пожарные, которые должны выбрать, кого спасти в горящем здании первым, даже журналисты, освещающие тяжелые истории.
Во время пандемии это понятие приобрело новое значение. Родственники, которые не могут попрощаться со своими близкими и сами пациенты, которые получили неадекватное лечение коронавируса - все, вероятно, борются с моральным вредом.
«Правильно ли я поступил, правильно ли поступили другие - в последнее время люди часто стали задавать себе такие вопросы», - говорит психолог Нил Гринберг
Основными признаками морального вреда является чувство предательства, считает аналитик Сюзанна Шейл. Кэтлин Тернер и другие медсестры реанимации должны были взять на себя несколько ролей: уборка комнат, забор образцов крови, проведение неврологических обследований и поддержка семей больных. Все эти задачи время от времени заставляли Тернер чувствовать себя опустошенной.
Люди, которые столкнулись с моральным вредом, в будущем могут испытывать серьезное давление во время неблагоприятных событий, говорит исследовательница Виктория Уильямсон.
Моральный вред может заставить других людей чувствовать себя сбитыми с толку и искать способ осмыслить тяжелый период. Если моральный вред оставить без внимания, по словам Гринберг, существует реальный риск того, что у людей появится депрессия или плохие привычки.
Люди, которые страдают от морального вреда, рискуют уйти в изоляцию и стать жертвами саморазрушительного поведения из-за «отсоединения» от своих друзей и семьи. Цена морального вреда высока: чувство измены и потеря доверия могут еще больше ухудшить общественное чувство единства, говорит профессор Синда Раштон.
«Эти раны должны быть названы, приняты и исцелены - иначе они остаются в наших телах, сердцах и умах, а потом ухудшают нашу жизнь», - считает Раштон.
Например, социальные последствия уже можно увидеть среди медицинских работников в США: недавний опрос показывает, что четверть из них хотят досрочного выхода на пенсию вследствие пандемии, и около 12 процентов рассматривают возможность смены карьеры «подальше от медицины».
Ситуация на работе у медсестры Тернер несколько улучшилась за последние несколько месяцев: в ее больнице меньше пациентов с COVID-19, а персонал лучше подготовлен к подобным вызовам. Но когда она после своей смены идет домой, ее охватывает чувство тревоги. Она проходит мимо людей, которые снова сидят в кафе и гуляют в парках, но женщина не может просто так отпустить то, что пережила.
Одним из самых мощных способов начать процесс исцеления является попытка помочь людям рассказать о том, как они чувствуют себя и принять это, резюмирует издание.
Аналитики прогнозируют изменения социальных тенденций в постпандемическом мире. Пандемия постепенно отбирает у людей социальные навыки. Чрезмерная болтливость - лишь один из симптомов социальной неуклюжести вследствие пандемии коронавируса.
Люди все чаще спрашивают себя «достаточно ли далеко я стоял от собеседника», «сколько времени должен длиться разговор»?
Из-за пандемии люди начинают терять социальные навыки.