Некоторые китайцы не исключают и опасаются, что в будущем примером для лидера КНР Си Цзиньпина может стать "путинская модель" управления страной. Об этом в своей статье для ZN.UA пишет эксперт Алексей Коваль.
Автор отмечает, что одним из важных изменений в Конституции КНР стало решение убрать упоминание об ограничении срока пребывания на посту председателя КНР и его заместителя. По положению конституции 1982 года, срок их полномочий совпадали с продолжительностью полномочий парламента (5 лет) и не могли превышать двух сроков подряд.
Как пишет Коваль, эта поправка вызвала самые бурные дебаты, поскольку указывает на то, что нынешний глава КНР Си Цзиньпин получает возможность остаться у руля власти в стране и после 2023 года на новый срок или пожизненно. В официальных китайских СМИ эту тему не выпячивали на первый план, но объясняли, что два других важнейших поста - генсекретаря ЦК КПК и председателя Военного совета ЦК КПК - никогда не имели временных ограничений. Поэтому новые поправки в Конституции "будут служить укреплению и совершенствованию единого партийного и государственного руководства".
Тем временем один китайский обозреватель пишет, что никого не смущает длительное пребывание у власти таких лидеров, как Ангела Меркель, Реджеп Эрдоган или Владимир Путин. Даже президент США Дональд Трамп, узнав об этой поправке в Конституции КНР, пошутил, что сам был бы не прочь отменить положение, ограничивающее власть каждого президента США двумя сроками подряд.
Однако, отмечает Коваль, далеко не все в Китае воспринимают эту поправку как несущественную или с иронией. Китайцы, с которыми удалось пообщаться приватно, не исключают и опасаются, что в будущем примером для китайского лидера может стать "путинская модель" управления страной.
В таком случае произойдет отход от устоявшейся в Китае за десятилетия реформ традиции, когда глава государства и руководитель партии формально действовал все-таки в рамках коллективного руководства: в государстве - вместе с Постоянным Комитетом ВСНП (парламентом), а в партии - вместе с другими членами Постоянного комитета ЦК КПК. В вопросах стратегического характера все китайские руководители, как правило, запрашивали мнение неформального "совета старейшин", состоявшего из лидеров партии и государства прошлых эпох, ушедших на покой. Все это было своеобразной гарантией от непродуманных и ошибочных решений, подчеркивает автор.
Партия, однако, пытается переубедить сограждан, что угрозы сползания к авторитаризму нет, и решение об отмене ограничений по срокам правления назрели в связи с "революционными изменениями" в стране, особенно после XVIII съезда партии в 2012 году. Ввиду того, что теперь Си Цзиньпин наметил масштабные реформы до 2035 года и далее, пребывание его у власти продолжительный срок станет гарантией того, что этот путь будет пройден.
Подробнее о судьбоносных решениях китайского парламента читайте в материале Алексея Коваля "Партия в законе" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".