UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как Украине не разругаться с Польшей и почему возник скандал

Автор: Владимир Кравченко

Как реагировать на несправедливые обвинения со стороны стратегических партнеров, чтобы не разругаться с теми, от чьей поддержки ты зависишь в военной и экономической сфере?

В последнее время Киев не раз сталкивался этой проблемой. В частности, в отношениях с Лондоном и Варшавой, среди всех партнеров наиболее последовательно поддерживающих нашу страну в противостоянии российской агрессии.

Читайте также: Польша и страны Балтии обратились к Беларуси с призывом прекратить помогать России в войне против Украины

Вначале министр обороны Великобритании Бен Уоллес, реагируя на резкий пост в Телеграм-канале Владимира Зеленского в преддверии Вильнюсского саммита НАТО, предложил Украине больше благодарить партнеров за оказанную ими помощь. А спустя несколько недель и глава бюро польского президента по вопросам международной политики Марцин Пшидач, комментируя требование пяти стран ЕС продлить ограничения на импорт украинского зерна и их влияние на польско-украинские отношения, заявил: Украине следовало бы начать ценить роль, которую Польша сыграла для нее в последние месяцы и годы.

В Украине, где наши люди массово гибнут от российских пуль, снарядов и ракет, защищая свой дом и безопасность западного мира, слова Уоллеса и Пшидача восприняли недоуменно, болезненно и возмущенно. Упреки британца и поляка звучат тем более несправедливо, что украинское общество испытывает и благодарность за оказанную Великобританией и Польшей помощь, и доверие, о чем свидетельствует хотя бы то, что эти страны, согласно соцопросу, проведенному по заказу ZN.UA, входят в первую тройку государств, которых украинцы хотели бы видеть в числе гарантов своей безопасности.

Читайте также: Польша продлила временную защиту для украинцев

Не удивительно, что в Киеве отреагировали на слова Уоллеса и Пшидача. Но если инцидент с Лондоном не получил дальнейшего публичного развития (британцы и украинцы решили уладить конфликт за кулисами), то с Варшавой ситуация лишь усугубляется. И хотя ни поляки, ни украинцы не заинтересованы в ухудшении двусторонних отношений, потому что у нас общий враг — Россия, но каждое следующее заявление одной из сторон ведет к ответной реакции другой. В результате ситуация только обостряется.

Так, в ответ на слова Пшидача, свой комментарий в Facebook написал замглавы ОП Андрей Сибига. Позже МИД Украины пригласил польского посла на разговор, а МИД Польши — украинского. И хотя «пригласить» это еще не «вызвать», тем не менее происходящее дало повод экспертам, политикам и дипломатам заговорить не просто об усиливающихся разногласиях в отношениях Киева и Варшавы, а о кризисе. Замглавы польского МИД Павел Яблонский заявил, что отношения стран «в последнее время не самые лучшие», а глава комитета по иностранным делам Сейма Радослав Фогель сказал, что «такие споры» могут осложнить поддержку Польшей Украины.

На этом фоне уже практически никто и не вспоминает о подготовке нового украино-польского соглашения, которое по идее должно заменить подписанный еще в 1992 году украино-польский договор о добрососедстве, дружественных отношениях и сотрудничестве. А ведь ожидалось, что новый документ станет неким подобием Елисейского договора, подписанием которого Франция и Германия в 1963 году заложили основу для примирения и тесного сближения государств и народов.

За перепалкой украинских и польских чиновников с удовольствием наблюдают в Кремле. И вот уже пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков прогнозирует, что противоречия между Киевом и Варшавой будут лишь расти.

Читайте также: Министр здравоохранения Польши попал в скандал и потерял должность

Но действительно ли ситуация в отношениях Украины и Польши настолько плоха, что можно говорить о кризисе?

К счастью, нет. Украино-польское военное сотрудничество все так же активно, польские волонтеры помогают украинцам, а территория Польши используется как логистический хаб для транзита товаров в Украину и из нее. По мнению собеседников ZN.UA из органов украинской власти и экспертной среды, за заявлениями Пшидача, Яблонского и других представителей Варшавы стоит польский внутриполитический контекст, а их месседжи ориентированы прежде всего на внутреннего польского потребителя.

В украино-польских отношениях немало проблем: никуда не девшиеся разногласия в вопросах политики исторической памяти (в том числе деятельности УПА и Волынской трагедии), накапливающееся у поляков раздражение от украинских беженцев в стране, усиливающаяся экономическая конкуренция между Украиной и Польшей и т.д. Однако за нынешним обострением отношений стоят не эти проблемы, а грядущие парламентские выборы: украинцы стали жертвой стремления правящей партии «Право и справедливость» (ПиС) выиграть 15 октября избирательную гонку.

ПиС очень нервничает: представители этой консервативной силы хотят не просто выиграть, а сформировать правительство без коалиции с другими парламентскими партиями. В частности, без ультраправой «Конфедерации». Но по данным соцопроса, опубликованного Rzeczpospolita 2 августа, правящая партия может и не достичь своих целей: только 32,9% респондентов заявляют о готовности поддержать «Право и справедливость», в то время как 28,1% — оппозиционную «Гражданскую коалицию», 13,2% — «Конфедерацию», 10,6% — «Третий путь» и 8,8% — коалицию «Левые».

Читайте также: Украинского посла вызовут в МИД Польши для разговора

В этой ситуации ПиС, электоральную базу которой составляют жители сел и малых городов, соперничает с «Конфедерацией» за правый электорат. Сейчас идет борьба за голоса фермеров, ощущающих конкуренцию со стороны украинских сельхозпроизводителей. Поэтому от членов правительства и звучат заявления о намерениях «руководствоваться политикой польских национальных интересов». Поэтому польские политики и требуют от Киева признания Волынской трагедии геноцидом. Поэтому Варшава и блокирует поставки украинской агропродукции в Польшу.

Ограничения ЕС на импорт украинского зерна, рапса, кукурузы и семян подсолнуха на рынки пяти стран пока действуют до 15 сентября. Велика вероятность, что вне зависимости от дальнейшего решения Евросоюза, запрет на поставки этих четырех продуктов на свой рынок поляки сохранят и после 15 сентября. Во всяком случае об этом предупредил министр сельского хозяйства Польши Роберт Телюс. Таким образом Варшава защищает своих фермеров, а правительство Матеуша Моравецкого — поднимает рейтинг ПиС у избирателей.

Читайте также: Politico: Что Польша хочет за зерновую солидарность с Украиной?

Но хотя зерно, рапс, кукуруза и семена подсолнечника транзитом перевозятся через территорию пяти стран в другие государства, а польский рынок не является основным для украинской сельхозпродукции, действия поляков неприятно поразили украинцев. В условиях военных действий для нас неприемлемы подобные ограничения. Ведь если для ПиС ставка — победа на выборах, то для Украины — существование нации и государства.

В этой ситуации заявления официального Киева — это и реакция на запрос украинского общества, и способ зафиксировать свою позицию, дабы поляки в предвыборном угаре не ухудшили ситуацию еще больше.

Есть еще один фактор, влияющий сегодня на отношения Украины и Польши — опасения некоторой части польского истеблишмента, что, отстаивая свои интересы и решая вопросы своей безопасности, Киев ориентируется на Вашингтон и Лондон, Берлин и Париж, игнорируя при этом Варшаву. Как, например, при обсуждении положений совместной декларации «Большой семерки» о «гарантиях безопасности» нашей стране, принятой на Вильнюсском саммите НАТО.

У Варшавы весьма сложные отношения с Брюсселем, сложные — с Берлином и непростые — с Вашингтоном. Но начиная с 24 февраля 2022 года Польша, благодаря активной позиции по поддержке Украины и противодействию России, нарастила свое влияние как в регионе Центральной и Восточной Европы, так и в международных организациях — ЕС и НАТО. Варшава стремится быть максимально задействованной на всех площадках, где обсуждается Украина. Для Польши это означает укрепление ее субъектности на международной арене.

Читайте также: Представитель канцелярии главы Польши заявил, что Украине "следует начать ценить" польскую помощь. В ОП ответили

Объективно роль Варшавы на ней увеличивается, и это в интересах Киева: Польша — из когорты самых верных и последовательных партнеров Украины в противодействии российской агрессии, промоутер нашей страны в ЕС и НАТО. В беседах с ZN.UA представители украинской власти говорят, что Киев не против привлечения Варшавы. (Так, польская сторона приняла участие в переговорах по «формуле мира Зеленского» в Джидде.) Но Украина так же должна учитывать и позицию США. А там, по словам наших собеседников, нет понимания, почему мы должны привлекать Польшу на некоторых этапах переговоров.

Наши собеседники надеются, что после парламентских выборов напряжение в двусторонних отношениях немного спадет. При этом в Киеве полагают, что, хотя победа ни ПиС, ни «Гражданской коалиции» принципиально не повлияет на помощь нашей стране, однако смена власти в любом государстве сопровождается переходным периодом, во время которого власти могут больше сконцентрироваться на внутриполитической проблематике, а вопросы помощи Украине отойдут на второй план.

Но очевидно, что Киев и Варшава не должны оставлять без внимания острые вопросы двусторонних отношений, их необходимо решать за столом переговоров. Потому что если будем замалчивать, то проблемы еще больше усугубятся. А стратегическое партнерство, на которое Украина делает ставку в своих отношениях с Польшей, окажется пустым звуком.