UA / RU
Поддержать ZN.ua

Интересы Украины в проекте "Междуморье" связаны с национальной безопасностью – эксперты

Проект видят в Киеве как дополнение к другим интеграционным проектам, а не как альтернативу.

В настоящее время Европейский Союз и НАТО из-за своей нерешительной политики расширения, создали геополитическую "серую зону" в Восточной Европе и на Южном Кавказе. Эти организации и в ближайшем будущем не будут готовы и способны заполнить сложившийся там вакуум безопасности. На этом фоне ряд политиков, дипломатов и ученых из постсоветских стран начали обсуждать альтернативные варианты частичного обеспечения безопасности и международной включенности своих стран. Наиболее заметным из проектов региональной безопасности является создание проекта "Междуморье".

В начале XX в. идея Междуморья приобрела особую популярность в Польше. За последние годы новый польский президент Анджей Дуда тоже значительно преуспел в использовании этой концепции не только и не столько в качестве схемы сотрудничества государств Восточной Европы, направленной против кремлевских ирредентистских амбиций, но и как некой альтернативы доминирующим западным государствам внутри ЕС.

Реактивация же проекта Междуморья в украинской экспертной, политической и дипломатической среде осуществляется из совершенно иных соображений. Киевский интерес в этом проекте связан, прежде всего, с проблемами национальной безопасности на фоне украинской борьбы за выживание в гибридной войне с Москвой. Об этом в статье для "ZN.UA" пишут эксперты Константин ФЕДОРЕНКО и Андреас УМЛАНД из Института евроатлантического сотрудничества.

По их мнению, проект "Междуморье" видится в Киеве, скорее в виде дополнения, чем альтернативы другим интеграционным проектам и схемам сотрудничества, и не как площадка ведения каких-либо внутриевропейских политических игр.

В логике конструирования проекта Междуморья Украина уже развила систему особых связей с Молдовой, Грузией и Азербайджаном в рамках Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ).

Украина также начала более интенсивное военное сотрудничество с Польшей и Литвой, в рамках реализации которого была создана совместная военная бригада трех стран.

И все же ни один из этих и других производных проектов Междуморья пока не привел к созданию эффективного союза безопасности в Восточной Европе, отмечают авторы.

Кроме того, как сказано в статье, Междуморье как концепция безопасности стала использоваться в качестве инструмента продвижения узких интересов новых традиционалистов, находящихся у власти в Польше. Судя по всему, Польша сейчас более всего стремится к созданию альтернативного центра влияния внутри Европейского Союза, чтобы укрепить собственные позиции перед лицом западных государств и сбалансировать растущее влияние Германии на Западе в целом и в Европе в частности.

Впрочем, как отмечают авторы статьи, до сих пор ни в одном из проектов не была воплощена оригинальная идея Междуморья, заключавшаяся в тесном объединении малых государств Центральной и Восточной Европы против общего противника, обладающего геополитическими и военными преимуществами.

И все же эта идея после 1991 г. постоянно волновала и сегодня продолжает волновать умы, что отражается во множестве дискуссий ученых и периодических политических декларациях.

Подробнее о проекте "Междуморье" и о политических процессах, связанных с ним, читайте в статье Константина ФЕДОРЕНКО и Андреаса УМЛАНДА "Концепт регионального блока в Центрально-Восточной Европе" для еженедельника "Зеркало недели. Украина".