UA / RU
Поддержать ZN.ua

Генераторами виртуальности стали массовая культура, соцмедиа и гламур — эксперт

Пропаганду прошлого пришлось заменить средствами, способными удерживать внимание человека в его свободном времени, когда произошло падение контроля над ним.

Ныне набирает силу виртуальная среда, главными генераторами которой в прошлом были религия и идеология. С точки зрения, например, Ю.Харари, они порождали мир вымысла, и именно он позволяет управлять большими объемами людей, чего нет в животном мире и что является нашим главным отличием от животных. Сегодня примерами таких генераторов виртуальности стали массовая культура, соцмедиа и гламур. Если в прошлом такие генераторы работали на обеспечение рабочего времени человека, то нынешние работают в рамках свободного времени.

Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Георгий Почепцов. По его словам, пропаганда прошлого тоже порождалась государством для своих работников. Она была обязательной для каждого советского человека.

"Но пропаганду прошлого пришлось заменить средствами, способными удерживать внимание человека в его свободном времени, когда произошло падение контроля над ним. Для свободного человека требуется совершенно иной инструментарий, - отмечает эксперт. - Масскульт, гламур и соцмедиа имеют массу общих черт. В стремительно усложняющийся мир они парадоксальным образом пришли как резко упрощенные структуры. Усложнение мира требует не только информационно-виртуальных объектов более сложной природы, например, того, что в США именуется "упреждающим управлением", или "упреждающей разведкой", требующих сложных ментальных усилий для понимания, но и, наоборот, того, что требует легких ментальных усилий для понимания".

Подробнее о влиянии виртуальных миров на человека читайте в статье Георгия Почепцова "Масскульт, гламур и соцмедиа: из пушек по воробьям или воробьями по пушкам?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".