Через девять месяцев после вступления Джо Байдена на пост президента США некоторые европейские чиновники уже призывают к «паузе и перезагрузке» в трансатлантических отношениях. После выхода войск США из Афганистана, американские союзники остались обеспокоены из-за надежности Америки, а создание нового альянса AUKUS между Америкой, Британией и Австралией «оскорбило» Францию, оставив чувство недоверия и разочарования в Европе, пишет Financial Times.
«Европейцы должны перестать быть наивными», - сказал президент Франции Эммануэль Макрон, объявляя об оборонном соглашении с Грецией, направленном на усиление «стратегической автономии» континента.
После четырех лет потрясений и торговых войн во времена Дональда Трампа в США, Байден провозгласил всему миру, что «Америка вернулась». Но эта ностальгическая риторика вызвала неоправданные ожидания в Европе, и Америка не выполняет свои обещания. Это не случайность.
Американские приоритеты отдаляются от Европы. Этот процесс начался еще во времена Барака Обамы, который начал больше внимания уделять Азии. Чем быстрее стороны признают, что структура трансатлантических отношений меняется, тем легче будет их трансформировать, чтобы они служили интересам союзников и безопасности.
Телефонный разговор между Байденом и Макроном на прошлой неделе не просто начал «успокаивать» Францию после AUKUS. Подчеркивая в совместном заявлении «важность самостоятельной европейской обороны, которая дополняет НАТО», два лидера открыли путь к более сбалансированному партнерству.
В течение десятилетий американские политики придерживались то «эмоционального», то «прохладного» отношения к оборонным усилиям Европы, призывая с одной стороны к увеличению расходов, но также опасаясь, что европейские инициативы могут подорвать НАТО. Германия и Центральная Европа выступают против стратегической автономии, которая может отдалить ЕС от США. Проамериканские настроения можно удобно использовать, чтобы избежать увеличения расходов на оборону.
Это должно измениться. В одном из выступлений после вывода американских войск из Афганистана Байден сказал, что США должны применять военное вмешательство только для защиты собственных «жизненно важных национальных интересов». Это включает обязательства НАТО по коллективной обороне, которые Байден назвал «священным долгом». Но как насчет региональных кризисов на окраинах Европы, таких как Ливия? Обама и Трамп четко дали понять, что они не заинтересованы вмешиваться в Сирию - конфликт, который имел серьезные последствия для миграции и безопасности в Европе.
Пришло время администрации Байдена поговорить со своими союзниками. Чего США больше не хотят делать и чего они ждут от европейцев? Американцы все еще имеют интерес к стабильной Европе. Они должны призвать Европу увеличить оборонные возможности и совместные инициативы. В этом заключается смысл стремления к европейской «стратегической автономии», которое аргументируют Париж и Брюссель. Его должны поддержать и американские политики.
Европейцы тоже несут ответственность. Если Европа хочет пересмотреть отношения с Вашингтоном, ей следует уделять внимание собственным стратегическим проблемам. Например, можно посмотреть на пространство регулирования технологической сферы, где Комиссия ЕС стала ключевым глобальным законодателем. США согласились создать Совет по вопросам торговли и технологий с ЕС для работы над формированием общих стандартов конфиденциальности данных, искусственного интеллекта и противодействия дезинформации.
Однако, когда речь зашла о выходе США из Афганистана, европейцы почувствовали себя бессильными. Ностальгия по якобы «золотой трансатлантической эпохе» не повысит важность Европы в Вашингтоне. Европейская автономия не конкурирует с альянсом, она наоборот может спасти трансатлантические отношения, резюмирует издание.
Президент Франции Эммануэль Макрон призывает Европу усилить оборону и стратегическую автономию. Целью является сделать ЕС более независимым от Вашингтона. Однако такие заявления вызывают беспокойство во многих странах ЕС.
Трехсторонний оборонный союз AUKUS вызвал недовольство Пекина и Парижа. Детальнее о том, расколет ли НАТО конфликт между Францией и США, читайте в статье Владимира Кравченко.
О том, какие последствия для Индо-Тихоокеанского региона будет иметь создание нового трехстороннего оборонного союза — размышляет Виктор Константинов в статье «Три рыцаря против китайского дракона».