UA / RU
Поддержать ZN.ua

CNN: Действительно ли Армения ускользает с орбиты Кремля?

В последнее время отношения между странами изменились. И это может стать поворотным моментом для Еревана.

Прибытие американских военных для обучения миротворцев в Армении вызвало негативную реакцию в России, десятилетиями выступавшую единственным гарантом безопасности для бывшей советской республики. Это может свидетельствовать о выходе Еревана из сферы единоличного влияния Москвы, пишет CNN.

В 10-дневных учениях Eagle Partner, которые начались в понедельник, принимают участие 85 американских и 175 армянских солдат, они должны подготовить армян к участию в международных миротворческих миссиях. Обучение, хоть и небольшое по масштабу, является последним в серии, что Министерство иностранных дел России назвало «недружественными действиями» Армении.

Читайте также: Мамедов объяснил, как на россиян повлияет потенциальная ратификация Римского статута Арменией

В частности, недавно Армения впервые направила гуманитарную помощь Украине, а ее парламент намерен ратифицировать Римский устав Международного уголовного суда, согласно которому страна будет обязана арестовать президента России Владимира Путина, если он приедет.

«Заигрывание Армении с новыми международными партнерами было вызвано ее разочарованием тем, что Россия не смогла или не захотела защитить ее от того, что она считает агрессией со стороны соседнего Азербайджана, и вызвало вопрос о способности России сохранить контроль над странами и конфликтами на территории бывшего Советского Союза», - пишет издание.

Так, президент Армении Никол Пашинян заявил, что его страна начинает ощущать горькие плоды стратегической ошибки доверить России почти исключительную ответственность за защиту своей страны.

«Архитектура безопасности Армении на 99,999% была связана с Россией. Но сегодня мы видим, что Россия сама нуждается в оружии... Даже если она этого пожелает, РФ не может удовлетворить потребности Армении», — сказал он недавно итальянской газете La Repubblica.

Читайте также: Российские войска выйдут из Карабаха к 2025 году – Эрдоган

44-дневная война Армении и Азербайджана осенью 2020 года за контроль над Нагорным Карабахом обнажила военную неполноценность Армении. Азербайджан, вооруженный беспилотниками и истребителями F-16, одержал сокрушительную победу, претендуя на около трети территории Нагорного Карабаха, а также атаковав собственно Армению.

Россия тогда помогла закончить войну, договорившись о прекращении огня. Соглашение предусматривало развертывание около 2000 российских миротворцев в Нагорном Карабахе для охраны Лачинского коридора, единственной дороги, соединяющей его с Арменией. Однако российские миротворцы не помешали азербайджанским войскам установить военные блокпосты вдоль Лачинского коридора, препятствуя ввозу продовольствия в армянский анклав.

"Азербайджан отрицает создание блокады, а Россия отрицает обвинения в бездействии", - отмечает CNN.

Читайте также: Переключится ли российское инфополе с Украины на Нагорный Карабах – обзор ISW

По словам доцента внешней политики Американского университета Армении, который находится в Ереване, Ваграма Тер-Матевосяна неспособность или нежелание России вмешаться вызвало у многих в правительстве Армении чувство измены.

«Армения инвестировала 30 лет своей независимости – я бы даже сказал, 200 лет своей недавней истории – в твердую веру в то, что когда придет время и когда потребуется, Россия выполнит свои стратегические обязательства и защитит Армению от любой внешней злости. Этого не произошло ни в 2020, ни в 2021, ни в 2022», — сказал он.

Эта лояльность имела за собой множество потерь интересов Армении.

"За последние 30 лет Армения сделала почти все, что хотела Россия", - сказал Тер-Матевосян, указывая, в частности, на прекращение своих усилий по европейской интеграции в 2013 году после того, как Москва выразила свое недовольство.

Так долго танцуя под дудку Москвы, Ереван стал ожидать от нее выполнения своих обязательств в сфере безопасности, которые Россия якобы выполняет через Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), военный альянс постсоветских государств, включая Армению. Но в последние годы, как говорят аналитики, появился шлейф невыполненных обещаний.

«Россия не смогла выполнить свои обещания по безопасности Лачинского коридора… Россия не смогла поставить оружие, которое Армения приобрела у России, Россия не смогла остановить экспансионистское и агрессивное поведение Азербайджана против Армении», – перечислил Тер-Матевосян.

В ответ, по его словам, Армения почувствовала, что нет другого выбора, кроме как диверсифицировать свой аппарат безопасности.

Читайте также: В Кремле оценили возможности Трампа «закончить войну за 24 часа»

Некоторые аналитики объясняют то, что Россия не соблюдает условия перемирия, достигнутого ею при посредничестве, из-за сосредоточения всего внимания на войне в Украине.

Но Мари Дюмулен, директор программы «Ширшая Европа» Европейского совета по международным отношениям, сказала, что ситуация была частично вызвана тем, что Россия пыталась одновременно держать Армению и Азербайджан на своей стороне – задачу, которая стала невозможной из-за наступления Азербайджана.

«После войны 2020 года Россия очень неохотно выбирала между Арменией и Азербайджаном, что означало, что они избрали Азербайджан. Это пассивное отношение. Но эта пассивность сама по себе очень проазербайджанская позиция», — сказала Дюмулен.

Она также указал на растущие связи между Москвой и Баку – вызванные личными отношениями между Путиным и давним президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым – которые, возможно, происходили за счет Еревана.

«Я не думаю, что Пашинян такой лидер, который нравится Путину. Его привела к власти революция. У него есть демократический, реформаторский, антикоррупционный дискурс. Алиев гораздо больше того типа лидера, с которым Путин может уживаться», – сказала Дюмулен.

Читайте также: «Однажды мы просто проснемся и увидим, что России здесь нет» – премьер Армении Пашинян

Отношениям между Путиным и Пашиняном не способствовали и шаги Армении по присоединению к Римскому уставу МУС, что дало бы Армении новый форум для выражения обеспокоенности правами человека в отношении Азербайджана. Армения подписала устав в 1999 году, но Конституционный суд постановил, что он нарушает конституцию страны – решение, которое он отменил в марте, открывая путь для потенциальной ратификации.

Но, пытаясь укрепить свою безопасность в отношениях с Азербайджаном, Армения нечаянно остро раскритиковала Россию.

Тер-Матевосян отмечает, что «правительство Армении плохо поработало, четко объяснив своим российским партнерам два значения процесса ратификации Римского устава».

В то же время объявление о совместных военных учениях из США еще больше испортило отношения. На прошлой неделе Россия даже вызвала посла Армении в Москве для «трудных» переговоров, а спикер Кремля Дмитрий Песков заявил, что учения не «способствуют укреплению атмосферы взаимного доверия в регионе».

Но Тер-Матевосян предположил, что это указывает на паранойю Москвы.

«Своей реакцией Россия придала этому событию значение, которое оно не заслуживает, учитывая его масштаб и размах. Около 260 человек, вооруженных винтовками, а не тяжелым вооружением, собираются в Армении на девять-десять дней, чтобы улучшить то, что они называют «операционной совместимостью миротворческих сил», – сказал Тер-Матевосян, указывая на рутинный характер таких учений в мире.

«Россия чрезмерно отреагировала, подвергнув сомнению истинные цели учений и увидев за этим руку НАТО», - добавил он.

Читайте также: Россия впервые позволила неукрепленным нефтяным танкерам двигаться через Арктику: это чревато экологической катастрофой — FT

Пока неясно, стоит ли за  усилиями Армении цель создать новые международные партнерства, или является исключительно ее попытками укрепить свою безопасность и наладить более широкие отношения с Западом.

«Для Армении как для маленького государства достаточно рискованно совершать разворот или большой геополитический скачок», – отметила CNN эксперт по внешней политике России профессор Стоунхилл-колледжа в Массачусетсе Анна Оганян.

По ее словам, вместо того чтобы полностью разорвать связи с Россией, Армения просто «размывает» свое влияние. Однако и эти скромные шаги могут поставить Армению на путь, с которого трудно свернуть.

«Если бы Путин завтра проснулся и вдруг начал предоставлять какие-либо конкретные гарантии безопасности – я не думаю, что внешняя политика Армении изменилась бы», – отметила Оганян.

«Если бы Россия обеспечила полный спектр безопасности для Армении, это означало бы гораздо более глубокую интеграцию Армении в российскую неоимперскую сферу, подобную Беларуси. Бархатная революция в Армении показала, что этого не будет», - сказала она.

Читайте также: Atlantic Council: Запад способен усилить давление на экономику России, названы 5 способов

В разговоре с La Repubblica Пашинян сказал, что опасается, что Армения может оказаться посередине между Россией и Западом.

«Западные страны или эксперты… квалифицируют Армению как пророссийскую страну. С другой стороны, многие круги в России считают Армению или ее правительство… прозападными», – сказал он.

Не имея возможности сделать достаточно, чтобы угодить одной из сторон, Армения рискует оттолкнуть обе.

Многие в Ереване уже начали опасаться потенциальной российской критики. Это может быть вредно с экономической точки зрения, поскольку Россия контролирует огромные сектора экономики Армении от телекоммуникаций до энергетики. В апреле Кремль запретил импорт молочных продуктов из Армении – якобы из-за недавно выявленных проблем со здоровьем, но, как предположила Оганян, это было наказанием для Еревана из-за рассмотрения вопроса о ратификации Римского устава.

«Мы должны помнить, что Россия имеет огромный разрушительный потенциал в регионе», – намекнул Тер-Матевосян на худшее развитие событий, имея в виду военную базу России к северу от Еревана.

По мнению Тер-Матевосяна, нынешнее армянское правительство, чьи «идеологические корни восходят к… либеральным западным ценностям», воспользовалось этим «благоприятным моментом», чтобы реализовать «некоторые свои идеи, мысли и убеждения, которые они питали в течение многих лет».

«Удастся или нет? Время покажет. Но какой будет цена за это изменение, эту диверсификацию? Это самый большой вопрос, который многие задают в Армении», - добавил он.