UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что означает для Украины и Запада китайско-российский альянс

Авторы: Андреас Умланд, Хуго фон Эссен

За последние годы Пекин и Москва постепенно создали то, что, похоже, стало антиамериканским и антилиберальным глобальным фронтом. Две автократии объединяет стремление пересмотреть не только статус Украины и Тайваня, но и весь существующий мировой порядок. Таким образом, Россия может продолжать получать значительную, а возможно, и большую помощь от Китая. Эта политическая, экономическая и все чаще военная поддержка может удержать российскую экономику на плаву и сохранить войну на долгие годы.

Конечно, интересы Пекина в некоторых отношениях все еще отличаются от интересов Москвы. Усиление китайской поддержки России чревато последствиями для и без того подверженной кризису китайской экономики, если Запад расширит санкции против китайских банков и компаний. В марте и апреле 2024 года китайский экспорт в Россию впервые с середины 2022 года упал по сравнению с теми же месяцами годом ранее. Это отражает растущую осторожность китайских финансовых игроков и проблемы с платежами их российских клиентов на фоне усиливающегося давления со стороны США.

Читайте также: Вопрос жизни и смерти. Что нужно знать о «поставках» китайского оружия России

Несмотря на такие новые события, скептическое отношение к официальной пацифистской риторике Пекина остается уместным. Его многолетняя и систематическая поддержка России свидетельствует о заинтересованности Китая в поддержании высокой температуры противостояния в Украине и извлечении экономических и геополитических выгод из его различных побочных эффектов. Война в Европе привязывает к себе западные ресурсы и отвлекает внимание Вашингтона от деятельности Пекина в других частях света.

Китай стал смеющимся третьим в российско-западном конфликте вокруг Украины. Он извлекает выгоду из различных транснациональных последствий войны. Это касается прежде всего самой России, а также Европы, Азии и других мест, где политические и экономические конкуренты Китая отвлекаются на войну. Зависимость России от Китая уже велика и продолжает расти по мере того, как китайские компании вытесняют бывших западных торговых и инвестиционных партнеров России.

Относительная мощь Китая по отношению к России увеличивается с каждым месяцем войны. Растущее производство оружия и боеприпасов в российской военной промышленности создает псевдорост, маскирующий реальный экономический спад в России. Китайскую экономику в настоящее время тоже сотрясают трудности. Однако она продолжает расти и импортирует уцененное российское сырье, а также наводняет Россию своими потребительскими товарами.

Кроме того, Москва постепенно позволяет передавать Китаю все больше и больше своих новейших военных технологий. Хотя Россия и не является откровенно вассальным государством, у нее нет иного выбора, кроме как удовлетворить растущие требования Пекина — будь то скидки на энергоносители, китайское присутствие в Центральной Азии или поддержка китайских гегемонистских амбиций в Южной и Восточной Азии — проблема с традиционно близкими партнерами России, такими как Индия и Вьетнам.

Читайте также: Готов ли Си Цзиньпин и дальше поддерживать войну России против Украины ‒ BBC

Пекин хочет, чтобы Москва ни полностью выиграла, ни полностью проиграла в Украине. Победа России при поддержке Китая укрепит Москву, но при этом сильно отдалит Запад от Пекина. Поражение России дестабилизирует режим Путина и может спровоцировать политическую трансформацию или даже коллапс. Это может привести не только к сокращению доступа Китая к дешевой энергии, российским рынкам, Арктике и военно-технологическим секретам. Это также может означать потерю главного партнера в долгосрочном стратегическом соперничестве Китая с США и поставить под угрозу цель Пекина обогнать Вашингтон в качестве глобального лидера.

Учитывая такие интересы, не стоит слишком серьезно относиться к китайским призывам к миру. Вот уже более десяти лет Пекин, поддерживая Россию, явно нарушает свои обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Сегодня об этом практически забыли: в 1994 году Китай как государство, обладающее атомным оружием, в связи с присоединением Украины к ДНЯО, а в 2013 году в рамках полностью ратифицированного китайско-украинского договора о дружбе заявил о своем уважении суверенитета и границ Украины. Однако с 2014 года притворный нейтралитет Пекина и его экономическая помощь Москве стали решающим условием для радикального пересмотра Россией государственных границ в Европе.

Хуже того, по мере развертывания геноцидной войны России против Украины, Пекин все чаще оказывает риторическую поддержку апологетическим нарративам Москвы, созданным для Глобального Юга. Это касается, например, обманчивой российской формулы о якобы «законных интересах безопасности» Москвы. Китай взял на вооружение целенаправленную (неверную) интерпретацию Кремлем концепции «неделимой безопасности» в качестве центральной части собственной внешней политики, чтобы обвинить Запад как в войне в Украине, так и в напряженности в Индо-Тихоокеанском регионе.

Примечательно, как далеко зашел Пекин, чтобы поддержать Москву, несмотря на негативные последствия для отношений Китая с западным миром. Возрастает риск торговой войны с США, усиливается симпатия Запада к Тайваню, а Европа присоединяется к ястребиной позиции Соединенных Штатов в отношении Китая. Поведение России и Китая возродило трансатлантические отношения, а также послужило стимулом для новых геополитических и оборонно-промышленных дискуссий в Европе. Несмотря на эти и другие накапливающиеся негативные последствия, Китай продолжает поддерживать Россию.

Читайте также: Китай и Россия укрепляют свое влияние на фоне проблем на Западе — WP

Сегодня Пекин и Москва создают впечатление грозной и стабильной антидемократической и антиамериканской коалиции, в которую входят такие печально известные государства-изгои как Иран, Северная Корея и Сирия. Однако потенциал трещин в этом неформальном союзе слишком очевиден. Например, растущие связи России с набравшей силу Северной Кореей могут привести к сложным отношениям с Китаем в формате menage-á-trois («любовь на троих»). Пекин обеспокоен перераспределением сил в своем подбрюшье, а также возросшим беспокойством Америки по поводу Корейского полуострова. Россия сейчас играет для Китая роль, все более близкую к роли Северной Кореи — полезного, но в то же время нестабильного и даже токсичного антизападного партнера, которого Пекин пытается контролировать и одновременно вынужден поддерживать.

На этом фоне Западу важно сохранять решимость и единство в таких неоднозначных ситуациях, как нынешняя. Конкретно это означает, что нужно оказывать Украине всю необходимую поддержку. Украинская победа на поле боя, достигнутая при поддержке Запада, и восстановление территориальной целостности Украины сегодня являются лучшим средством сдерживания российского и китайского ревизионизма в будущем.