Через две недели после инаугурации президента США Джо Байдена лидер Франции Эммануэль Макрон публично высказался о важности диалога с Москвой, добавив, что Европа не может игнорировать влияние России, поэтому ЕС должен быть достаточно мощным, чтобы защищать собственные интересы. Европа стремится быть более независимой на политической арене, поэтому Байдену может быть трудно восстановить утраченные союзнические отношения между США и ЕС, пишет The New York Times.
30 декабря, всего за несколько недель до инаугурации Байдена, Европейский Союз объявил о важном инвестиционном соглашении с Китаем, даже несмотря на заявление советника Байдена по вопросам национальной безопасности Джейка Салливана с просьбой о проведении "ранних консультаций" с Европой в отношении Китая.
Следовательно, даже если Соединенные Штаты сменили руководство Белого дома, Европа определяет собственный курс относительно России и Китая, и этот курс не обязательно совпадает с целями Байдена. Новому американскому лидеру придется приложить много усилий, чтобы исправить ошибки своего предшественника Дональда Трампа и восстановить союз с Европой.
В пятницу Байден выступит на Мюнхенской конференции по безопасности - на съезде лидеров и дипломатов из Европы и США. Выступая на конференции два года назад, Байден жаловался на ущерб, который администрация Трампа нанесла когда-то прочным отношениям между Вашингтоном и главными европейскими столицами.
"Это тоже пройдет. Мы вернемся", - сказал тогда Байден.
Выступление президента в пятницу обязательно повторит это обещание и еще ярче продемонстрирует его привычный призыв к объединению западного фронта против антидемократических угроз, которые представляют Россия и Китай. Во многом такие разговоры, безусловно, будут восприняты как теплые слова для европейских лидеров, особенно после президентства Трампа.
Но если «руководство» Байдена означает возвращение к традиционному американскому предположению, что лидером Запада должны быть именно США, то многие европейцы, вероятно, будут против. Соглашение Европейского Союза с Китаем и разговоры о Москве от таких лидеров, как Макрон, показывают, что Европа имеет собственные интересы и представления о международной политике.
"Байден сигнализирует о невероятно жестком подходе к России и Китаю, определяя новую глобальную холодную войну против авторитаризма", - сказал директор по исследованиям Европейского совета по международным отношениям Джереми Шапиро. По его словам, многих европейских лидеров это нервирует.
"Мы всегда понимали, что не сможем просто появиться и сказать: Эй, ребята, мы вернулись! Но даже несмотря на все это, я думаю, был оптимизм, что восстановить союзы будет проще, чем есть на самом деле", - сказала кандидат на должность ответственного за отношения с Россией Совета национальной безопасности США Андреа Кендалл-Тейлор.
Сотрудник Немецкого фонда Маршалла в Берлине Ульрих Спек добавил, что после замораживания отношений после Трампа он ожидал большего потепления от вступления в должность Байдена, но этого не произошло.
Байден быстро сделал много простых шагов к примирению и единству с Европой, включая присоединение к Парижскому климатическому соглашению, восстановление акцента на многостороннем сотрудничестве и правах человека, а также пообещав восстановить Иранскую ядерную сделку 2015 года.
Но найти общий язык с демократическими союзниками относительно России и Китая будет гораздо сложнее.
Китай может быть конкурентом для США, но он давно стал важным торговым партнером для Европы. И хотя европейские лидеры рассматривают Пекин как системного соперника и конкурента, они также рассматривают его как партнера, а не врага. И Россия остается ядерно-вооруженным соседом, несмотря на свои нечестные рычаги влияния.
Поскольку Байден последний раз находился в Белом доме, будучи вице-президентом при администрации Барака Обамы, многое изменилось на международной арене с тех пор. Великобритания - исторически самый надежный дипломатический партнер Соединенных Штатов, вышла из Европейского Союза и сейчас менее эффективно координирует внешнюю политику со своими континентальными союзниками.
"Я не думаю, что США имеют много общих интересов с Европой, дипломатически и стратегически", - сказал бывший заместитель государственного секретаря и посол при НАТО в администрации Джорджа Буша Николас Бернс.
Конференцией по вопросам безопасности на этой неделе не управляет немецкое правительство, но на ней выступит канцлер Германии Ангела Меркель, а также Байден, Макрон и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. Кроме того, сама Германия сейчас поддерживает проект газопровода с Россией, против которого выступают США.
Христианско-демократическая партия Меркель выбрала Армина Лашета своим лидером, и он, вероятно, является кандидатом на пост канцлера на осенних выборах. Можно предположить, что Лашет будет иметь свой взгляд на политику в отношении России и Китая. Он поставил под сомнение масштабы российской политической дезинформации и хакерских операций, а также публично критиковал "антипутинский популизм". Он решительно поддерживал экспортную экономику Германии, которая глубоко возлагается на Китай. Германия все еще намерена ввести в эксплуатацию трубопровод "Северный поток-2". В прошлом году немецкие политики ответили на угрозы экономического наказания со стороны американских республиканских сенаторов, заявляя о "шантаже", "экономической войне" и "неоимпериализме". Меркель защищает проект как бизнес-предприятие, а не как геополитическое заявление. Немцы утверждают, что энергетические нормы Европейского Союза и новая конфигурация трубопроводов уменьшают способность России манипулировать поставками и Москва больше зависит от дохода, чем Европа от газа.
Во Франции Макрон давно пытался развить более позитивный диалог с Путиным, но его усилия по "перезагрузке" не дали результата. В этом месяце руководитель внешнеполитического ведомства Европейского Союза Жозеп Боррель даже совершил визит в Москву, который закончился разочарованием и обострением кризиса в отношениях с Кремлем, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров на пресс-конференции назвал Европейский Союз "ненадежным партнером".
Представители администрации Байдена говорят, что координация с Европой никогда не была простой, но сейчас лидеры ЕС поддерживают обновленное американское лидерство - особенно учитывая рост угрозы со стороны Китая.
Что касается Пекина и инвестиционного соглашения, то после длительных непростых переговоров европейские чиновники защищают договор как желание получить такой же доступ к китайскому рынку для своих компаний, который американские фирмы получили после соглашения Трампа с Китаем в прошлом году.
"Нет никаких причин для того, чтобы мы страдали от нервных игровых условий, в том числе по США. Почему мы должны сидеть на месте?", - сказала директор ЕС по вопросам торговли Сабина Вейанд на виртуальном форуме в начале февраля.
Вейанд отметила, что соглашение устанавливает высокие стандарты китайской торговой практики, что в конечном итоге поставит США и Европу "в сильные позиции по более жесткой политике в отношении Китая". Однако, по мнению бывшего торгового переговорщика США Венди Катлер, инвестиционное соглашение ЕС и Китая потенциально может усложнить трансатлантическое сотрудничество. Так или иначе, в современном мире демократическим союзникам становится все сложнее находить общие и непротиворечивые интересы, и администрация Байдена уже почувствовала это на себе, резюмирует издание.
Министр обороны США Ллойд Остин недавно заявил, что сотрудничество США с союзниками по НАТО может стать ключевым условием для возвращения глобальной стабильности. Теоретически, это очень хорошо - Америке нужны сильные союзники. Но проблема в том, что ни Остин, ни администрация Байдена, похоже, не собираются признавать, что старые, нереформированные союзы могут быть малоэффективными, поскольку интересы союзников в последнее время сильно отличаются.