Еще несколько недель назад казалось, что война в Украине застынет в суровой зиме и ни одна сторона не достигнет заметного прогресса. Этот прогноз изменился с внезапным и успешным украинским контрнаступлением в Харьковской области, который ободрил западных сторонников Украины и привел к взаимным обвинениям в Москве. Об этом говорится в статье CNN.
Российские военные спрашивают себя, как Украина захватила больше территории за неделю, чем они – за месяцы. Кремль стоит перед выбором, объявлять ли общую мобилизацию, чтобы восстановить свои потрепанные подразделения, и думает, как справиться с дефицитом бюджета.
Еще одна потенциальная дилемма: первые признаки того, что китайская поддержка российского вторжения, которая никогда не была искренней, может ослабевать.
Сменное поле боя
Потрясающее контрнаступление Украины и продвижение на юге поставили Кремль перед рядом вариантов и все плохие. С приближением зимы нужно выбрать, какой фронт предпочесть и удвоить усилия для захвата Донецкой и Луганской областей. Взять Донецкую область сейчас труднее из-за многочисленных недостатков материально-технического обеспечения, которые только обострятся зимой. В считанные дни Россия потеряла одно из трех направлений атаки на Донецкую область. А российская оборона в Херсоне находится под постоянным давлением из-за того, что украинцы держат под огневым контролем переправы через Днепр и бьют по тылам.
У российской армии нет достаточно свежих подразделений. Есть постоянные сообщения об ухудшении дисциплины среди их частей. Об этом и проблемах командования свидетельствует беспорядочное отступление на Харьковщине.
Россия все еще имеет огневое преимущество, но не смогла использовать его. Это признал даже Владимир Путин, заявив, что наступательная операция на Донбассе идет медленными темпами, но продолжается. Равномерно, равномерно русская армия занимает новейшие местности».
Украинская победа?
Украинская победа зависит от того, как она определяется. Президент Зеленский заявил о намерении вернуть все оккупированные территории, а также Крым.
Генерал Дэвид Петреус, бывший директор ЦРУ и командующий вооруженными силами США в Ираке, сказал CNN, что ожидает, что Украина вернет территорию, захваченную россиянами с февраля, и «даже возможно, что они могут вернуть Крым и Донбасс», чему будет способствовать рост сопротивления на оккупированных территориях. Но это займет время и приведет к жесткой борьбе.
Успех Украины на поле боя будет зависеть от продолжения поставок западной техники, но запасы в нескольких странах сокращаются. США все еще чрезвычайно осторожны по поводу отправки Украине оружия, которое имеет радиус действия более 80 км и может нанести удар по России и не готовы предоставить ракеты большой дальности ATACMS. Некоторые западные чиновники опасаются, что унижение Кремля может спровоцировать непредсказуемую реакцию даже включая тактическое ядерное оружие.
Бывший заместитель генерального секретаря НАТО Роуз Готтемюллер сказала BBC: «Меня волнует такой сценарий на данный момент... Цель заключалась в том, чтобы попытаться заставить украинцев в их терроре капитулировать».
Президент США Джо Байден предостерег Путина от дальнейшей эскалации боевых действий в Украине, заявив, что будут последствия, если Кремль использует химическое или ядерное оружие в боях.
Другие аналитики отмечают, что использование тактического ядерного оружия имело бы ограниченные военные преимущества и что военные могут даже нарушить приказ Путина относительно его использования. «Трудно представить, что даже ядерные удары позволят России сломить волю Украины к сопротивлению», – заявил главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал Валерий Залужный.
Россия все еще располагает арсеналом баллистических и других ракет, которые могут быть использованы для нанесения катастрофического ущерба украинской инфраструктуре: энергетике, воде и связи. И есть признаки того, что русские войска делают именно это.
Газовый гамбит
Стратегия Кремля состоит в том, чтобы уменьшить европейскую решимость в поддержке Украины, погрузив ее в энергетический кризис. Иво Даалдер и Джеймс Линдси пишут в Foreign Affairs, что «наибольшая надежда Путина – возможно, его единственная надежда – состоит в том, что поддержка Западом Украины упадет, поскольку расходы на войну, включая дефицит энергоресурсов и рост цен, начнут поражать». Грядущая зима станет тяжелым испытанием энергетического давления Москвы. Вместо того чтобы искать компромисс, европейские правительства пришли к выводу, что уступки лишь ободрят Кремль. Они настроены на значительные затраты на защиту потребителей и долгосрочную стратегию уменьшения зависимости от российских энергоносителей.
Есть также признаки того, что прибыль России от нефти и газа достигла пика. По прогнозам, добыча российской нефти из-за санкций к февралю следующего года упадет на 17% по сравнению с довоенной добычей.
Нет голубей мира
Украинцы последовательны относительно того, что не ведут переговоры с Москвой, пока все оккупированные территории не будут освобождены. Учитывая нынешнее состояние боевых действий, для Украины мало стимулов добиваться перемирия, тогда как Кремлю будет сложно изменить ход своей «специальной военной операции».
Дэвид Петреус считает, что Россия столкнулась с «катастрофической ситуацией» в военном плане и «буквально кончается без солдат, боеприпасов, танков, боевых машин и так далее». Бывший директор ЦРУ и генерал армии США в отставке ожидает, что Путину придется пересмотреть свою позицию на следующую весну, «если НАТО останется единым в решении зимних энергетических проблем и если Украина продолжит борьбу. Но он не будет вести переговоры раньше, поскольку холодная зима – его самое лучшее оружие».
После этого начнется полное действие эмбарго на российскую энергетику со стороны западных правительств и Японии, а также экспорт высокотехнологичного оборудования в Россию. Последнее уже сказалось на производстве оружия.
Украинский конфликт подкинул немало сюрпризов – и прогнозы могут быть дурацким делом. Нынешнее состояние поля боя свидетельствует о том, что начальные роли Украины и России – защита и нападение – могут поменяться в ближайшие месяцы, а российские силы – удвоить безжалостную бомбардировку гражданских целей.
Идей по трансформации мирового порядка больше нет. Попытки сформулировать какие-то приемлемые концепции на протяжении последних лет были неубедительны. Шесть месяцев войны России против Украины невероятно ускорили время, сделав невозможное возможным. Детальнее об этом читайте в статье Сергея Корсунского «Война с Россией: каким должен быть мир после победы Украины и Запада?»