UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Украине уничтожают остатки системы донорства крови в угоду одной частной компании

ЧАО "Биофарма" в военное время получило возможность экспортировать препараты крови.

В Украине система донорства, служба крови как система отсутствуют; имеются остатки советской структуры. На развалинах системы службы крови подняли головы бизнесмены и стали диктовать свои правила игры в угоду личной прибыли.

Об этом в статье для ZN.UA пишет врач-трансфузиолог высшей категории, президент международной общественной организации "Асcоциация беcкорыстного донорства крови "ПоКроВа" Лариса Вахненко.

Как утверждает автор, Министерство здравоохранения уже много лет не ведет статистики потребности лечебных учреждений в компонентах крови.

Существующая система тендеров предусматривает договора только с одним учреждением, где можно купить кровь, но далеко не всегда там можно приобрести необходимый компонент крови, да еще и в достаточном количестве.

Читайте также: Канада предоставит Украине медицинское оборудование

В Украине нет Национального центра службы крови, нет центра сбора информации и возможности распределения и доставки крови. Санавиация отсутствует. В одних лечебных учреждениях крови недостаточно, в других ее утилизируют, и наоборот - ситуация каждый раз стихийно меняется. Не узаконены межведомственные финансовые отношения, позволяющие оперативно производить передачу крови между разными бюджетными организациями. Не говоря уже об отсутствии в лечебных учреждениях бюджетных денег, за которые можно купить кровь. Говорить о достаточности крови при разрушенной системе руководства, забора, производства, учета и распределения невозможно, говорится в статье.

"Согласно справочнику "Деятельность учреждений службы крови Украины", на станциях переливания крови находится 42000 л непереработанной плазмы! Из нее можно было бы производить криопреципитат, который заменит импортный 8 фактор и другие кровеостанавливающие препараты, необходимые больным и бойцам АТО, но многие станции переливания крови дружно закрыли производственные отделы. Почему?! И это при полном согласии Минздрава. Во время войны… МЗ вместо того чтобы заставить перерабатывать плазму, издал приказ, который удлиняет сроки хранения свежезамороженной плазмы до трех лет (приказ МЗ №1093 от 17.12.2013 г.)! На каких основаниях? По европейским стандартам срок хранения свежезамороженной плазмы не более 24 месяцев при температуре ниже минус 25 градусов.

А может, это сделано умышленно? Страшно подумать, но… Почему, тем более во время военных событий, вдруг на самых главных станциях Киева и Киевской области перестали производить препараты плазмы, особенно те, которые необходимы при кровотечениях, на поле боя, в госпиталях?" - задается вопросом Вахненко.

Тонны плазмы в станциях переливания крови (СПК) закупает ЧАО "Биофарма", один из ведущих отечественных производителей иммунобиологических препаратов, причем если себестоимость одного литра плазмы на СПК составляет 800-1000 грн, ЧАО "Биофарма" покупает у них по гораздо меньшей цене. Остальные тонны ждут утилизации, так как по мановению чьей-то руки станции перестали производить кровеостанавливающие препараты, альбумин и пр. Выручка ЧАО "Биофарма" в 2011 г. составила почти 350 млн грн.

"Кто стоит за "Биофармой"? Как пишет "Деловая столица" ("За длинной пилюлей", 28 ноября 2013 г.), "Столичная фармацевтическая компания "Биофарма" - крупнейший в Украине производитель препаратов донорской крови, еще в минувшем десятилетии попала в обойму основного владельца "Киевской инвестиционной группы" Василия Хмельницкого и его бизнес-партнера, уроженца Белой Церкви Константина Ефименко", который с декабря 2007 г. был главой наблюдательного совета ОАО "Биофарма". Константин Ефименко - экс-министр транспорта. В 2008–2009 гг. был депутатом Киевского облсовета, членом исполкома Белоцерковского городского совета. В 2012 г., как говорится в той же статье, "у "Биофармы" появились новые собственники - американский инвестфонд Horizon Capital и голландский банк FMO, которых господа Хмельницкий и Ефименко привлекли для финансирования строительства новых фармацевтических мощностей в Белой Церкви".

Новый собственник ЧАО "Биофарма" - Horizon Capital (как пишет еженедельник "Аптека" в статье "Биофарма и Horizon Capital - рука об руку к вершинам", 29.10.2012 г.) - фирма, управляющая прямыми фондами инвестирования, которая принадлежит одному из нынешних министров Украины (речь о министре финансов Наталье Яресько – ред.)", - говорится в статье.

Инвестиционные деньги решено было вложить в строительство завода ЧАО "Биофарма" в Белой Церкви - современного предприятия по выпуску готовых лекарственных форм, в частности иммуноглобулинов. Цель инвестирования - увеличить экспортный потенциал частного предприятия.

Читайте также: Медицинская наука: есть ли она в Украине?

Для рентабельности такого крупного частного предприятия необходимы большие запасы плазмы - более 200 тыс. л в год. Известно, что за рубежом производство препаратов плазмы считается одним из самых прибыльных. Мировой рынок препаратов плазмы, например в 2000 году, составил более 6,2 млрд долл. США. Вот почему эта тема у нас очень интересует частный бизнес. Где брать плазму? (Большая заготовка плазмы была на Луганской СПК, но она уничтожена бомбежкой, а также в Крыму, который аннексировала РФ). Как это сделать незаметно? Закрыть производство препаратов плазмы на крупных СПК и переводить всю плазму на "Биофарму". Проекту "Биофармы" по строительству завода-фракционатора в Белой Церкви подчинилась вся служба крови. Ближайшая станция переливания крови, которая давала большой объем плазмы - Белоцерковская СПК, на реорганизацию которой богатые спонсоры не жалели денег, одной из первых закрыла производственный отдел.

Подчинилась правилам игры главный врач Киевского центра крови, закрывшая производственный отдел при поддержке КГГА, совместив его закрытие с увольнением заведующей отделом, канд. биол. наук Ольги Борисевич, которая до последнего боролась против прекращения переработки плазмы. …> Появились огромные запасы не переработанной плазмы. Часть ее шла на "Биофарму", остатки залеживались до истечения срока годности. Все было направлено на увеличение экспортного потенциала ЧАО "Биофарма", утверждается в статье.

Но этой "стратегии" мешали два документа:

1.Постановление Кабинета министров №1427 от 14.09.1998. "Компоненти донорської крові і препарати, виготовлені з донорської крові та її компонентів, можуть бути реалізовані за межі України лише за умови повного задоволення ними потреб охорони здоров'я населення України".

2. Закон о донорстве крови и ее компонентах. Согласно ст.22 Закона "Компоненти та препарати донорської крові дозволяється реалізовувати за межами України лише за умови повного забезпечення ними потреб охорони здоров'я населення України та наявності спеціального дозволу Кабінету Міністрів України".

Несмотря на острую нехватку препаратов крови в стране, ЧАО "Биофарма" направляет письмо (18.12.2014 г. №01/13-6074) в Кабинет министров для получения разрешения на экспорт препаратов крови. Во исполнение поручения Кабмина Министерство здравоохранения за подписью министра А.Квиташвили отвечает Кабинету министров письмом от 17.01.2015г. №18-01/10/71-15/243/965) с просьбой дать специальное разрешение на реализацию за пределы Украины на протяжении 2015–2016 гг. донорской крови и ее компонентов. В качестве аргументации приводится мнение главного внештатного специалиста по трансфузиологии, главного врача Белоцерковской СПК, который информировал Минздрав, что препараты крови "Биофарма" может экспортировать, так как это не влияет на удовлетворение потребностей здравоохранения Украины, ссылаясь на "Справочник деятельности предприятий службы крови Украины" (напомню, что это неофициальный документ). Главный его аргумент - учреждениями службы крови не перерабатываются 42000 литров заготовленной плазмы (20%).

"Вот для чего закрыли производство плазмы в столице Украины, Киевской области и на многих других станциях! Искусственное прекращение переработки плазмы, ее скопление на станциях, утилизация - это преступление! Это махинации в пользу частного бизнеса! Понимает ли министр Квиташвили всю ответственность своего разрешения на экспорт препаратов плазмы наших граждан, или его просто подставили?" - пишет автор.

Но в названном справочнике можно найти и другие парадоксальные вещи. Заготовка крови на одного жителя Украины приближается к стандартам ВОЗ -10 мл, несмотря на постоянное ежегодное снижение доноров. Эта цифра никак не совпадала с фактической заготовкой.

Как объяснил автору главный специалист сектора трансплантации и службы крови департамента медицинской помощи, долго работавший в Белой Церкви заместителем главного врача областной станции переливания крови, при аппаратной заготовке плазмы - плазмаферезе, в общее количество заготовки крови входит кровь, которая возвращается обратно донору. Когда к донору подключается аппарат, через иглу кровь проходит замкнутый круг: донор-аппарат-донор и в отдельный резервуар выходит только определенное количество жидкой части крови - плазма, а клетки остаются у донора. Только плазма должна идти в фактическую заготовку, но Минздрав в общий показатель заготовки крови включил и кровь, которая циркулировала по замкнутой системе и осталась в организме донора. Вот так хитро игрой слов можно поднять показатель до европейских норм.

"Последней каплей во всем происходящем стало изменение в Закон Украины №222-VIII о лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности, подписанное президентом 21.03.2015 г., где аннулирован пункт №21 "переробка донорської крові та її компонентів, виготовлення з них препаратів, крім діяльності банків пуповинної крові, інших тканин і клітин людини". Таким образом, теперь можно заготавливать и перерабатывать донорскую кровь на плазму и пр. без лицензии в любых условиях. Частным предприятиям это на руку. Уверена, что лицензию - право на переработку, предусматривающую определенный порядок переработки, нужно было оставить, но сделать процесс лицензирования доступным и бесплатным для СПК и отделений переливания крови", - говорится в статье.

Подробнее читайте в статье Ларисы Вахненко Обескровливание в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".