UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Украине сумели решить проблему с неэффективностью расследований военных преступлений — прокурор

По словам Гюндуза Мамедова, хаотичность и некоординированность расследования военных преступлений часто тормозила этот процесс.

Для того, чтобы эффективно расследовать военные преступления и преступлений против человечности на национальном уровне, необходимо понимание, что это вообще такое - борьба с оккупантом правовыми методами, чтобы доказательства нарушений международного гуманитарного права имели судебную перспективу, пишет в своей статье для ZN.UA заместитель генпрокурора Гюндуз Мамедов. По его словам, до недавнего времени такие расследования велись в Украине хаотично, что значительно тормозило процесс.

Как отметил прокурор вопрос о расследовании военных преступлений в аннексированном Крыму не поднимался до августа 2016 года. При этом прокуратура АР Крым была не то что на задворках – работу в ней воспринимали как ссылку. Однако на данный момент в Украине уже сформировалось понимание о том, как в условиях отсутствия физического доступа к оккупированным территориям проводить расследование, и собирать доказательства. Более того, в соответствующих делах уже есть приговоры.

Об этом также свидетельствует и создание в структуре Офиса генпрокурора специализированного Департамента, который обеспечивает надзор в уголовных производствах по преступлениям, совершенным в условиях вооруженного конфликта. Департамент создали как раз для того, чтобы объединить и координировать усилия правоохранительных органов в расследовании военных преступлений.

Более того, аналогичные подразделения уже запущены и в прокуратурах Донецкой и Луганской областей, отметил Мамедов. Ключевой задачей подразделений является систематическая фиксация и сбор доказательств, координация правоохранителей. Теперь более тысячи томов дел, тысячи свидетелей, свыше 12 тысяч уголовных производств являются базой для судебных процессов в украинских судах.

По словам прокурора, подобные расследования велись и до этого, но без определенной системности. Ведь хаотичность, некоординированность иногда тормозили процесс расследования военных преступлений.

"Например, неоднозначная практика при определении квалификации таких преступлений, как убийства, похищение и пытки, совершенные в условиях вооруженного конфликта в один и тот же период, в одном и том же месте в Донбассе, жертвами которых стали тысячи людей. Часть этих преступлений квалифицируется как военные, а часть - как общеуголовные", - объяснил прокурор.

Однако, теперь по словам Мамедова такого больше не будет. Спецдепартамент и региональные подразделения завершают аудит всех уголовных производств на предмет проблемных вопросов и неоднозначных трактовок. Прокурор также добавил, что речь идет о военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершенных обеими сторонами.

"Вопрос очень сенситивный для общества. Но сами ответим себе: оправдано ли, например, преследование "Торнадо" или должна ли быть ответственность за некомпетентные решения, последствием которых может быть признана массовая гибель людей?", - пишет прокурор.

Подробнее о том, почему Украина должна идти собственным путем в решении проблемы привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении военных преступлений и преступлений против человечности читайте в статье Гюндуза Мамедова "Неотвратимость наказания" для ZN.UA.