В связи с войной тарифы на медицинские услуги нужно пересмотреть и повысить, заявила эксдиректор департамента мониторинга НСЗУ Оксана Сухорукова журналистке ZN.UA Алле Котляр в интервью под названием «НСЗУ до сих пор не готова к войне. Почему страдают и врачи, и пациенты».
По словам Сухоруковой, существует несколько моделей распределения средств, которые бы отвечали вызовам времени.
«Если на сегодняшний день снизилась потребность в услугах, а она снизилась (согласно пояснительной записке к проекту госбюджета-2023, — на 6,7 миллиона граждан), то на это нужно реагировать — прежде всего пересмотреть тарифы, повысив их», – сказала она.
По словам экспертки, средневзвешенный тариф выводился из довоенной статистики. «Например, ранее травмы преимущественно были бытовые или в результате ДТП. Даже ожоги были попроще, их было меньше. Соответственно, и средневзвешенный тариф был ниже. Сегодня структура заболеваний изменилась. Стало больше сложных травм, политравм, ампутаций, ожогов. А тариф не изменился. И это значит, что у больниц банально не хватает средств, чтобы оказать качественную и всестороннюю помощь на безвозмездной основе», – объясняет она.
При этом, подчеркивает Сухорукова, ни подходы, ни требования не меняются. Бюджет ПМГ-2022 (госпрограммы медицинских гарантий) составил 157,3 млрд грн. Уже известно, что в 2023-м он будет меньше и составит 143 млрд грн.
«До войны у нас не хватало анестезиологов. Мы понимаем, что сейчас у нас их еще меньше. Однако требования к контрактированию не изменились. И это может привести к нескольким последствиям: 1) больницы не покажут правду и будут делать вид, что у них всех хватает; 2) больницы покажут правдивые данные, и их не законтрактуют; 3) неважно, что покажут больницы, НСЗУ их законтрактует, потому что это политически целесообразно. Политическая целесообразность может измеряться разными показателями — напряжением в регионе (но сегодня это маловероятно), влиятельностью местного депутата или руководителя учреждения, его связями на политическом олимпе, или можно просто договориться с кем-то, кто принимает решение: контрактовать или нет. Плюсом к этому идет управляемость учреждениями, потому что в любой момент может прийти «мониторинг», и у любой больницы, которая не отвечает требованиям (а мы не знаем, сколько отвечают), можно забрать деньги», – объясняет эксперт.
Также Сухорукова объяснила, почему модель ежемесячного финансирования больниц "1/12" не способна реагировать на вызовы времени.