Сын главы СБУ Василия Грицака, прокурор Олег Грицак , в 2014 году преследовал по меньшей мере трех активистов Революции Достоинства, однако, в отличие от своей экс-руководительницы Илоны Клюге, не получил подозрения и не был люстрирован, говорится в расследовании Bihus.Info.
22 января 2014 года Грицак-младший вместе с коллегой-прокурором в Оболонском суде Киева просил арестовать на два месяца студентов Университета им. Карпенко-Карого Вадима Ковалева и Даниила Окулова, а 24 января сын поддерживал аналогичное ходатайство против активиста с Тернопольщины Сергея Симонова.
Вадим Ковалев рассказал, что силовики "беспощадно били" его во время задержания, а следователи заставили подписать документы, не дав возможности их прочитать. Его тогдашний адвокат Ксения Проконова рассказала, что правоохранители в деле Ковалева и других студентов этого вуза опирались на крайне слабые доказательства.
"Нам инкриминировали, скажем, что они были одеты в зимнюю одежду, которая якобы предусматривает стояние на холоде... Оказывается, что у нас такой признак [преступления] появился", - рассказала она журналистам.
Несмотря на слабые доказательства, прокурор Оболонской прокуратуры Олег Грицак ходатайствовал о том, чтобы Вадима Ковалева взяли под стражу, а перед судебным заседанием даже пытался с коллегой зайти в кабинет к судье, чтобы "поговорить". Прокурор просил взять под стражу также 18-летнего Даниила Окулова, а двумя днями позже - активиста Сергея Симонова.
В том же производстве, что и Симонова, задержали и 72-летнего на то время Николая Пасечника.
Именно из-за того уголовного производства экс-заместителю прокурора Оболонского района Илоне Клюге в апреле объявили о подозрении.
"Подозреваемой инкриминируется незаконное задержание, незаконное привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного лица, а также статья 340 УК - препятствование проведению митингов и собраний", - уточнил журналистам руководитель Управления специальных расследований ГПУ Сергей Горбатюк.
При этом Горбатюк отметил, что склонен считать прокуроров лишь инструментами тогдашнего руководства, и добавил, что в то время опытные следователи и прокуроры ложились на больничный или находили себе какие-то другие причины, чтобы не принимать решения, выбирая для рассмотрения дел выбирали молодых и неопытных.
Во всех трех делах против майдановцев суд отказывал Олегу Грицаку и его коллегам в удовлетворении ходатайства, и отпускал задержанных активистов под домашний арест.
И хотя руководитель Илона Клюге впоследствии попала под действие Закона "Об очищении власти", ее подчиненного Олега Грицака люстрация не коснулась, хотя Закон прямо предусматривает, что под его действие подпадает в том числе "работник органа прокуратуры, который... поддерживал ходатайство о применении мер, поддерживал государственное обвинение в суде" в отношении активистов.
Напротив, через 4 месяца после того, как Илоне Клюге официально объявили о подозрении, Олега Грицака назначили заместителем прокурора Полтавской области. Журналисты обращались к прокурору с вопросом, считает ли он законными привлечения активистов и студентов к ответственности, однако сын главы СБУ отказался на него отвечать.
В декабре прошлого года генеральный прокурор Юрий Луценко заявил о том, что расследование преступлений против участников Революции достоинства завершено на 80%, а также анонсировал применение процедуры заочного осуждения в отношении беглых экс-президента Виктора Януковича, бывшего министра внутренних дел Виталия Захарченко и экс-главы СБУ Александра Якименко.
Ранее начальник Департамента спецрасследований Генеральной прокуратуры Украины Сергей Горбатюк сообщил о том, что в настоящее время в делах о преступлениях против Евромайдана сообщено о подозрении более 350 лицам, в отношении 230 направлены в суд обвинительные акты, и есть уже более 35 приговоров.
В то же время, реальный срок лишения свободы получил всего один человек - так называемый "титушка", который приговорен к 4 годам колонии.
Подробнее о ситуации с расследованием преступлений против Евромайдана читайте в статье Евгении Закревской "Суд по делу Майдана", а также в интервью с главой Департамента специальных расследований ГПУ Сергеем Горбатюком в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".