UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пройти между Сциллой и Харибдой: какой должна быть миграционная политика Украины

Расширяя возможности легального трудоустройства за рубежом, нужно стимулировать трудовых мигрантов возвращаться домой.

С отступлением карантина и открытием границ Украине предстоит столкнуться с новым вызовом – увеличившимся оттоком трудовых мигрантов. Общество и власть должны определить миграционные приоритеты, считает директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины Элла Либанова.

"Масштабный отток экономически активного населения в страны с более высокими зарплатами, лучшими возможностями трудоустроиться, лучшим образованием неизбежно возобновится. И даже при условии очень быстрого социально-экономического развития Украины и достижения уровня и качества жизни, сравнимых со стандартами развитых стабильных обществ, количество трудовых мигрантов будет расти", - пишет она в своей статье для ZN.UA.

И хотя большинство трудовых мигрантов готовы выехать при первой же возможности, шансы удержать некоторую их часть есть. Речь идет о тех, кто накопил достаточно средств за период работы за рубежом, не совсем доволен условиями труда за границей и тех, чья поездка оказалась неудачной.

"Общество и власть должны определить миграционные приоритеты: есть довольно много стран (значительно более бедных, чем Украина, чье население растет высокими темпами), которые считают массовый выезд своих граждан положительным фактором развития. А есть такие, которые первоочередной задачей считают возвращение мигрантов", - отмечает автор.

Признание свободы перемещения неотъемлемым правом человека означает принципиальную невозможность ввести какие-либо ограничения на выезд за границу. Наоборот, стремление запретить или усложнить выезд неизбежно приведет к усилению протестных настроений и напряжения в обществе, предостерегает социолог.

"Но нельзя пренебрегать и общественными интересами, которые следует определять с учетом последствий миграций, исходя из наличия или отсутствия связей мигранта с Родиной (через бизнес, родственников, друзей), перспектив возвращения или окончательного отъезда со всей семьей", - считает Либанова.

При этом массовая работа украинцев за границей имеет и положительные последствия: это поступление валюты, повышение уровня жизни многочисленных групп населения и целых территорий, снижение напряженности на рынке труда, усвоение рыночного сознания, ценностей и норм демократического общества и т.д.

Во многом именно переводы заробитчан позволили немалой части населения, в том числе западных областей (а больше всего от карантина потеряла экономика туристических регионов), пережить экономические проблемы.

"Частные денежные переводы в Украину стабильно превышают 10% ВВП и втрое – прямые иностранные инвестиции. Конечно, только часть идет на развитие бизнеса, но каждая гривня, потраченная в Украине, работает на отечественную экономику... Неоспоримую выгоду получают в целом и территориальные громады, откуда выезжает на заработки много людей", - добавляет автор.

Но массовый отъезд людей в возрасте до 40 лет усиливает депопуляцию, обостряет проблемы старения и пенсионного обеспечения, создает проблемы экономического развития, вызванные нехваткой квалифицированных работников.

"Так что необходимо пройти между Сциллой и Харибдой, стараясь одновременно расширять для украинцев возможности легального трудоустройства за рубежом, поощрять их работать в Украине, поддерживать по возможности более широкие контакты с теми, кто находится в других странах, и убеждать их в целесообразности возвращения", - резюмирует експерт.

Читайте также: Кофе дорожает на мировых рынках: потребители в поисках кофеина - Financial Times

Подробнее о том, какой должна быть миграционная политика Украины во время и после пандемии, читайте в статье Эллы Либановой "Трудовая миграция из Украины: влияние COVID-19".