Во вторник военный суд российского города Ростов-на-Дону приговорил украинского кинорежиссера Олега Сенцова до 20 лет тюрьмы, обвинив его в терроризме. Через несколько часов после объявления приговора, небольшие группы людей пришли протестовать под консульства и посольства России в нескольких странах мира.
В Тель-Авиве двое молодых парней держали таблички, на которых было написано три слова: два ругательства и одно русское слово, которое значит "идиоты". Возможно, они лучше всего выразили ощущение оглушенности и бессильной ярости людей, которые неравнодушны к делу Сенцова.
Об этом на страницах New York Times пишет журналист Маша Гессен. Она напоминает, что украинского кинорежиссера арестовали в прошлом году на территории аннексированного Крыма и обвинили его в якобы планах взорвать памятник Владимиру Ленину.
Два фактора делают приговор Сенцову слишком жестоким даже по российским стандартам. Во-первых – кинорежиссер – гражданин другой страны и его арестовали на территории, которую весь мир считает украинской, а не российской. Во-вторых, он стал террористом в глазах России из-за символического обвинения в намерениях взорвать памятник Ленину, который фактически олицетворяет российское государство.
Сенцова судили, как гражданина РФ, хотя этот "статус" ему навязали. Суд объявил, что он автоматически стал россиянином после аннексии Крыма. Сенцов с этим не согласился. А после того, как судья закончил читать приговор, Сенцов и Кольченко спели национальный гимн Украины.
Гессен пишет, что это не первый случай, когда Россия похищает иностранных граждан на чужой территории и тащит их в суд. Почти два года назад Россия захватила 30 активистов Greenpeace в международных водах в Арктике и бросила их за решетку. Все они, кроме четырех были иностранцами. Их тогда обвинили в пиратстве. Впоследствии их дело было переквалифицировано с "хулиганства". А еще после их амнистировали в ночь начала Олимпийских игр в Сочи.
Дело активистов Greenpeace прошла незаметно для мировых СМИ. И это дало России ощущение, что она может безнаказанно похищать иностранных граждан заграницей.
В определенной степени дело Сенцова напоминает 30-е годы, когда советский режим обвинял людей в терроризме, если казалось, что они могут противостоять государству. В Ростове на суде Сенцова сразу же "причислили" к националистической организации "Правый сектор". Режиссер отверг это. Но, в отличии от сталинский времен, украинца не обвинили в попытке свергнуть режим или в шпионаже в пользу другой страны.
Российские суды обычно рассматривают обвинения в повреждении недвижимости, как например поджоги офисов партии Путина "Единас Россия", как преступление против собственности. За такое в РФ дают не более 5 лет заключения и не квалифицируют как терроризм.
Но Сенцову придумали еще и обвинение в намерении взорвать памятник Ленину, который олицетворяет доминирование России над Украиной. Если по всей Украине активисты Майдана свергли около 100 таких монументов, в Крыму их яро защищают. А российские СМИ подают свержения бронзовых Ленинов, как нападение на Россию. Учитывая этот фактор, дело Сенцова можно поставить в один ряд с приговором участницам панк-группы Pussy Riot, которых бросили в тюрьму за "богохульство". Однако участница группы Мария Алехина, которая отсидела два года, была шокирована приговором Сенцову.
"Наши два года ерунда по сравнению с этим. Просто представьте: он проведет не просто две осени за тюремным забором, а двадцят. А потом он там встретит столько же зим", - написала Алехина в Facebook.
Два десятилетия тюрьмы за вымышленные преступления против неромих объектов. Все что остается, это молча кричать перед безчуственными фасадами российских посольств.
25 августа военный суд в Ростове-на-Дону приговорил украинского режиссера Олега Сенцова к 20 годам колонии строгого режима. Украинского режиссера признали виновным в создании террористического сообщества и подготовке терактов в Крыму. Активиста Александра Кольченко признали виновным в участии в террористическом сообществе, соучастии в теракте и приговорили к 10 годам заключения в исправительной колонии строгого режима.
Стоит отметить, что обвинения основывались, главным образом, на показаниях двух свидетелей. Первый, Геннадий Афанасьев, в суде отказался от обвинительных показаний в деле Сенцова и заявил о пытках ФСБ. Другой ключевой свидетель, Алексей Чирний, от предыдущих показаний не отказался, однако
В ответ на приговор российского суда Сенцов и Кольченко спели гимн Украины. Затем они крикнули "Слава Украине!". В зале суда некоторые из присутствующих ответили "Героям слава!"
ЕС рассматривает приговор Сенцову как нарушение международного права.