UA / RU
Поддержать ZN.ua

После «возвращения» полномочий НАПК закон позволяет затягивать сроки и избегать наказания за недостоверное декларирование – глава НАПК

Это не соответствует программным документам о повышении ответственности за коррупцию, которые декларировались президентом  и его партией.

Из-за решения Конституционного суда Украины об отмене уголовной ответственности за недостоверное декларирование Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) потеряло 10 тысяч уголовных производств по фактам неподачи деклараций и 3 400 дел по фактам сокрытия имущества публичными лицами. Об этом в интервью редактору отдела политики ZN.UA сообщил глава НАПК Александр Новиков.

“Мы потеряли 10 тысяч уголовных производств по фактам неподачи деклараций. Эти люди, спрятавшие свои доходы, уже никогда не будут привлечены ни к уголовной, ни к административной ответственности. Мы лишились также 3 400 дел по фактам сокрытия имущества публичными лицами», - сказал Новиков.

Кроме того, по его словам, НАПК также может потерять 200 приговоров, которые были вынесены.

«Но в связи с тем, что на их обжалование в связи с признанием КСУ закона недействительным дается только месяц, я думаю, что недосчитаемся все-таки нескольких десятков. А это — возвращение денег в бюджет», - пояснил Новиков.

Фигурантами вышеупомянутых дел, по словам собеседника, являются бывшие народные депутаты Константин Жеваго, Игорь Кононенко, Андрей Лозовой, судьи КСУ Ирина Завгородняя, Владимир Мойсик, Игорь Слиденко, а также глава КСУ Александр Тупицкий, бывший губернатор Запорожской области Константин Брыль, директор Львовского бронетанкового завода Роман Тымкив, трое судей Днепропетровского апелляционного суда, мэр Одессы Труханов и многие другие.

Новиков уточнил, что в случае закрытия уголовного дела, есть возможность привлечь их к административной ответственности в виде штрафа и внесения в реестр лиц, совершивших коррупционное правонарушение.

«Однако есть срок давности в два года с момента подачи декларации. Как правило, он уже прошел», - сказал Новиков.

При этом возобновление уголовной ответственности новым законом не вернуло ситуацию в начальную точку. Сегодня уголовная ответственность установлена в более мягком варианте с возможностью затягивать сроки и избегать наказания.

«То есть дела по недекларированию перевели в статус криминальных проступков со сроком привлечения к ответственности в два года. Если активы выведены в офшоры, то физически успеть расследовать эти дела невозможно, пояснил Новиков. – «Я неоднократно обозначал позицию НАПК касательно уголовной ответственности за недостоверное декларирование. НАПК и наши европейские партнеры требовали вернуть ответственность в объеме не меньше, чем она была до решения КСУ. Этого не сделано».

Так, согласно новому закону об уголовной ответственности за недостоверное декларирование, неправдивые сведения в декларации до 4 млн грн (цена Maserati) сочли не тяжким преступлением - за него не предусмотрены санкции в виде лишения свободы.

«По нашему мнению, этот проект закона слишком мягкий и не соответствует программным документам о повышении ответственности за коррупцию, которые декларировались и самим президентом, и его партией», - подытожил глава НАПК, добавив, что сегодня коррупция в Украине более профессиональная и масштабная нежели антикоррупционные органы.

Читайте также: Публичность - один из ключевых инструментов в борьбе с коррупцией — глава НАПК

Напомним, 27 октября Конституционный суд принял решение по конституционному представлению членов парламентской фракции пророссийской «Оппозиционной платформы-За життя», касающемуся соответствия Основному Закону ряда положений антикоррупционной реформы.

КСУ отменил уголовную ответственность за недостоверное декларирование судей, чиновников и депутатов, а также лишил полномочий НАПК.

Судья КСУ Сергей Головатый назвал решение коллег юридически необоснованным. Его поддержал судья Василий Лемак.

НАПК усомнилось в объективности судей и заявило о конфликте интересов в их действиях: они признали неконституционной статью 366-1 Уголовного кодекса, по которой их самих могли привлечь к ответственности.

Выполняя решение КСУ, НАПК закрыло доступ к реестру е-деклараций, а НАБУ было вынуждено закрыть 110 уголовных дел о недостоверном декларировании.

На экстренном заседании СНБО, которое созвал президент Владимир Зеленский, были приняты решения снова открыть реестр е-деклараций, а также внести в Раду неотложный законопроект «О восстановлении добропорядочности конституционного судопроизводства».

Почему после удара Конституционного суда и «возвращения» полномочий Национальному агентству по предотвращению коррупции (НАПК) чиновникам легче скрыть доходы и заплатить штраф, нежели показать активы? Нужно ли открывать порядки декларирования работников спецслужб? Кто заблокировал возможность мониторинга образа жизни судей? Почему депутаты не возвращают ответственность судей за заведомо неправосудные решения? Кто в парламенте принял изобличителей за «стукачей»? Как поломать политическую коррупцию и помочь партиям уйти из-под влияния олигархов?

Об этом и много другом читайте во второй части интервью Инны Ведерниковой с главой НАПК Александром НовиковымПервая часть интервью с Александром Новиковым здесь.