В Украине постоянно растет популярность онлайн-шопинга. Приобретая товары онлайн, потребитель всегда рискует приобрести некачественный товар. Специалисты «Юридического советчика для ВПЛ» рассказали, как обезопасить себя во время онлайн покупок.
В соответствии со ст.13 Закона Украины «О защите прав потребителей» перед заключением договоров на расстоянии (так закон называет куплю-продажу в сети Интернет) продавец должен предоставить потребителю информацию, в частности:
- наименование продавца, его местонахождение и порядок принятия претензии;
- основные характеристики продукции;
- цену, включая плату за доставку, и условия оплаты;
- гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием или ремонтом продукции;
- другие условия поставки или исполнения договора;
- порядок расторжения контракта.
Под договором понимаем устную договоренность (договоренность в переписке с продавцом или менеджером). Это не обязательно должен быть классический письменный документ.
Какие проблемы могут возникнуть при онлайн-покупках
- Не всегда потребитель имеет доступ ко всей необходимой информации, предусмотренной Законом (например, о наименовании и местонахождении продавца). Часто иная информация, кроме электронной почты и номера телефона, на сайте интернет-магазина не указывает, что фактически делает потребителя бесправным при приобретении некачественного товара.
- Отсутствует информация о принятии претензий по товару. Многие онлайн-продавцы прямо отмечают на своих страницах – «Обмена и возврата нет», что само по себе является нарушением, поскольку обмен и возврат предусмотрено законодательством практически для всех видов товаров за небольшими исключениями.
- Отсутствие гарантии товара. К примеру, человек приобретет обувь в Instagram-магазине, которая портится после первого же выхода на улицу и фактически лишена возможности обменять некачественный товар в пределах гарантийного срока.
- Многие онлайн-продавцы не являются субъектами предпринимательской деятельности. Поскольку закон под понятием «продавец» понимает собственно субъекта предпринимательской деятельности, то покупая товар у лица, не являющегося им, потребитель лишает себя возможности защитить свои права способом, предусмотренным законодательством.
Как покупать онлайн безопасно
- Проверяйте, осуществляет ли продавец свою деятельность официально (есть ли он ФЛП и т.п.).
- Интересуйтесь возможностью обмена и возврата товара, гарантией на товар.
- Обращайте внимание на порядок оплаты товара: есть ли возможность наложенных платежей, переводите ли Вы деньги на официальный или на личный карточный счет.
- Интересуйтесь отзывами о продавце.
- Обращайте внимание на наличие всей информации о продавце, предусмотренной ст.13 Закона, поскольку отсутствие информации о наименовании и местонахождении продавца делает невозможным проведение проверок со стороны Госпродпотребслужбы по жалобам потребителей.
Гражданам следует быть бдительными, чтобы не стать жертвой аферистов при продаже товаров в интернете. Напомним, как защититься от мошенников.