UA / RU
Поддержать ZN.ua

Очередной "предохранитель" схем на гуманитарке от Минсоца – по принципу "выплеснутого ребенка"

В связи с тем, что в законе "О гуманитарной помощи" не определено, кто именно нуждается в гумпомощи - получатель или приобретатель, новый "предохранитель" Минсоца создает сложности.

Министерство социальной политики 15 января породило очередной "предохранитель" против злоупотребления в сфере гуманитарной помощи, а именно - не рассматривать обращение о признании гуманитарной помощью грузов, которые предусматривают передачу гуманитарной помощи приобретателем - юридическим лицом другим юридическим или физическим лицам, пишет на своей странице в Фейсбук директор ОО "Единая служба правовой помощи" Денис Осмоловский. Обоснование - гуманитарная помощь должна распределяться получателем непосредственно получателю (физическому лицу или приобретателю) – юридическому лицу для постановки на баланс с целью использования для собственных нужд юридического лица.

"Для понимания – получатель это тот, кто ввозит, приобретатель – это тот, для кого ввозят. Простыми словами – благотворительный фонд (получатель) ввозит что-то для больницы (приобретатель), и больница, по логике Минсоцполитики, уже не имеет права кому-то передавать полученную помощь, а только может поставить себе на баланс и использовать для собственных потребностей", - добавил Осмоловский.

"Недавно мы получили более 200 инвалидных колясок из США. Приехали техники и подстроили эти коляски под пропорции каждого получателя. Если эти изменения учесть, мы не сможем передать эти коляски ни в больници, ни в соцслужбы, ни в хосписы. Они будут сами их растаможивать. А перевозить нецентрализованно, по несколько колясок, еще и с техническим сопровождением, нереально. Обычно, идет какой-то определенный объем, который заполняется: контейнер, фура. Мы растаможиваем, а потом все это разбивается на несколько приобретателей: больниц, госпиталей, или физических лиц", - приводит пример председатель правления ОО "Инициатива Е+" Валентина Варава. -

А что делать с медпрепаратами и расходными материалами?

"Такой подход также удаляет из приобретателей и местные органы власти (самоуправления), которые получают от фондов гумпомощь именно для передачи целевым группам, физлицам в основном, а не для собственных нужд. Если бы местные органы власти получали такую помощь для себя, вопрос был бы в другой сфере – антикоррупционной" - продолжает Денис Осмоловский.

По его словам, задекларированная логика Минсоца вроде бы и понятна – преодолеть возможные злоупотребления. Действительно почти невозможно проконтролировать распределение помощи, когда приобретатель - юридическое лицо, и передает помощь далее юридическим и физическим лицам. Именно в такой способ в основном и происходит так называемая гумпомощь. Но в данном случае достижения цели является абстрактным, а правовые последствия могут быть конкретными, ведь закон "О гуманитарной помощи" (ст.1) действительно определяет, что получатели гуманитарной помощи – это физические и юридические лица, которые в ней нуждаются, и которым она непосредственно предоставляется. Однако закон не ограничивает приобретателя постановкой на баланс и не определяет конечного приобретателя.

"Но главным является то, что в этой же статье закона термин "гуманитарная помощь" определено как "целевая адресная безвозмездная помощь, оказываемая иностранными донорами по гуманным мотивам получателям гуманитарной помощи в Украине, которые нуждаются в связи с социальной незащищенностью, материальной необеспеченностью"...и т.д. Итак, имеем определенную правовую неопределенность в базовом законе, кто же именно нуждается в гумпомощи - получатель или приобретатель", - добавляет Осмоловский.

"Шаги Минсоцполитики в борьбе за быстрый результат предотвращения злоупотреблений, без системного определения проблемы и путей ее преодоления правового, порождают лишь эффект "выплеснутого ребенка". То удаляют из реестра получателей фонды при отсутствии правовых оснований, то ограничивают рассмотрение документов при неоднозначности правовых норм.

Во всем мире "гуманитарная помощь" - это обеспечение жизнедеятельности людей в критический момент, есть общепринятые принципы, особенности, международные стандарты, например, изложенные в гуманитарной хартии "Сфера". Только у нас - есть гуманитарная помощь, как разновидность благотворительной помощи от иностранных структур, которая просто не облагается налогом. Без проведения анализа, который такой критический момент для жизнедеятельности людей в Украине порождает потребность в тысячах тон текстиля.
Пришло время определиться со статусом гуманитарной помощи в государстве, провести нормативные изменения, адаптировав законодательство к международному опыту. Имеем надежду, что политика Мінсоцу по принципу "выплеснутого ребенка" станет катализатором изменений в этой сфере".

Напомним, что в рамках борьбы со "схемами на гуманитарке" приказом №3 от 9 января 2020 года 79 (!) организаций были исключены из Единого реестра получателей гуманитарной помощи. Причина - непредоставление отчетов о распределении гуманитарной помощи. Среди "схемщиков" оказались солидные международные организации - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Миссия Международного комитета Красного Креста, а также авторитетные государственные учреждения и волонтерские организации.

По заключению специалистов Единой службы правовой помощи, приказ об исключении юридических лиц из Единого реестра получателей гуманитарной помощи является противоправным и подлежит отмене.

Подробнее о проблемных вопросах гуманитарной помощи в Украине читайте в материале Валентины Варавы и Дениса Осмоловского "Гуманитарка как зеркало проблем Минсоцполитики".