Западные правительства только недавно начали серьезно рассматривать вопросы конфискации «замороженных» российских активов и использования их для восстановления Украины. Об этом заявил профессор Университета Вирджинии и советник Государственного департамента США в 2005-2007 годах Филипп Зеликов.
«Правительства начали серьезно работать над этими вопросами только три-четыре месяца назад и все еще недостаточно времени уделяют этому… Только за последние несколько месяцев они стали понимать, что политика санкций зашла в тупик и нужно добавить что-то еще. Только недавно правительства начали осознавать, что нужны дополнительные меры – взять эти [замороженные] деньги и спасти Украину», – сказал профессор Зеликов, выступая на Киевском форуме безопасности 5 сентября.
По мнению эксперта, причиной этой ситуации стало то, что западные правительства мыслят в парадигме санкций, а не контрмер. Также серьезному восприятию идеи конфискации мешают заблуждения и ошибочные аргументы.
«Есть немало поспешных и ошибочных аргументов, которые были выдвинуты за неимением глубинного анализа… Люди боятся, что Россия что-то сделает в ответ, какую-то месть. И многое написано об этом. Но люди не замечают, что Россия уже начала свою месть, она уже запустила ряд мер против западных инвесторов и западных компаний. Они держат в заложниках западные компании и угрожают, что применят контрмеры против них», – сказал Зеликов.
Профессор считает, что стратегия победы говорит о том, что, чтобы не делала Россия, Украина выдержит, будет процветать и станет частью Европы, но это требует использования конфискованных российских ресурсов.
Напомним, в августе Россия предложила Западу обмен – российские активы, замороженные на Западе обменять на активы западных компаний в России.
Издание The Economist считает, что использование «замороженных» резервов России в помощь Украине укрепит, а не подорвет международный закон. Эксперты заметили, что те, кто выступает против конфискации российских денег, слишком внимательны к правам Кремля и безразличны к правам его жертв.
Будем откровенны, ни одна страна мира не сможет обеспечить все потребности Украины в восстановлении. Реальным и основным источником обновления остаются разбросанные по миру «замороженные» российские активы. Их точная сумма была и остается неизвестной. Даже если учесть оптимистичные предположения Дениса Шмыгаля в 500 млрд долл., их уже меньше, чем нанесенный Украине ущерб. А претендентов на получение хотя бы части из них, включая «пострадавших от войны» россиян, немало. Как Украине получить доступ к «замороженным» деньгам разобрала Татьяна Хутор в статье «Пять шагов по пути к российским деньгам на восстановление» на ZN.UA.