Уровень заказных материалов, или же так называемой джинсы, в печатных и интернет-СМИ является самым высоким за последние два года и вдвое превышает показатели, которые фиксировали медиа-эксперты в это же время в 2017 году. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга Института массовой информации на примере десяти общеукраинских интернет-изданиях и пяти печатных изданий.
"Мы сейчас фиксируем высокий уровень джинсы в интернет-СМИ за последние пять лет. Мы раздали исследования за последние два года, но в целом исследуем это явление в течение пяти лет, поэтому можем сравнивать. Так вот сейчас пик, и это еще не стартовала официальная избирательная кампания. У меня впечатление такое, что "политические пакеты" взяли все, 98%", - рассказала во время презентации иследования исполнительный директор Института массовой информации Оксана Романюк, пишет "Укринформ".
По ее мнению, причинами такой ситуации является сложная экономическая ситуация на медиа-рынке, рост давления владельцев на медиа, а это влияет на качество.
"СМИ, которые были лидерами в рейтинге, увеличили свое качество в течение последних двух лет. СМИ, которые были в нижней части рейтинга, снизили свое качество. Таким образом у нас идет еще большая поляризация по контенту на медиа-рынке", - добавила Романюк.
В частности, к началу третьего квартала 2018 года в среднем эксперты фиксировали 69 материалов с признаками заказа в исследуемых СМИ, а в третьем квартале 2018-го эта цифра составила 159 материалов.
Не было зафиксировано джинсы в центральных лентах новостей на сайтах "Украинская правда", "Укринформ" и "Лига", однако на "Укринформе" и "Лиге" попадались материалы с ненадлежащей маркировкой. А вот больше всего материалов с признаками заказа эксперты зафиксировали в центральных лентах новостей сайтов УНИАН (в среднем 35,5 материалов в неделю), и "Обозреватель" (16). Также одним из лидеров по размещению джинсы является сайт "112.ua", где за период мониторинга в среднем фиксировалось 12,5 заказных материалов. На этом ресурсе чаще всего свою деятельность продвигают Вадим Рабинович и его партия "За жизнь", Виктор Медведчук, "Оппозиционный блок".
По итогам почти двух лет мониторинга, основными заказчиками джинсы в интернет - и печатных СМИ оказались: на первом месте – УПЦ МП (почти 19,7 материалов с признаками заказа в неделю), "Опоблок/" и партия "Возрождение" (7,7 материалов), Ляшко и Радикальная партия (5,5), Юлия Тимошенко и Вадим Рабинович (по 3,8 материалов), и Медведчук (3,1 материалов еженедельно).
Мониторинг проводили в период с января 2017 года по сентябрь 2018 года в десяти всеукраинских интернет-изданиях: УНИАН, "Обозреватель", "Цензор.нет", 112.ua, "Страна.uа", ТСН.uа, "Корреспондент.net", "Украинская правда", "Ліга.net", Укринформ.
Как заявляли ранее в Комитете избирателей Украины, на протяжении нескольких последних месяцев 15 политических партий и потенциальных кандидатов в президенты проводили массированные рекламные кампании, которые имеют признаки политической рекламы, а в целом все украинские партии в течение апреля-июня потратили на рекламу 60 млн. грн.