Совсем скоро в Украине начинается вступительная кампания, и выпускникам школ предстоит непростой выбор будущей профессии. На что обратить внимание и как выбрать дело всей жизни, рассказала старший советник Киевского консультационного центра EducationUSA Елизавета Щепетильникова.
Консультации по выбору профессии как со стороны учителей, так и со стороны родителей, должны быть направлены на развитие у старшеклассников определенных навыков и знаний, которые понадобятся, чтобы достичь успеха в любой карьере, отмечает автор в своей статье для ZN.UA.
Прежде всего важно развивать у подростков навыки самоанализа.
«Патерналистские подходы к определению будущей специальности, как, скажем, родительские или учительские наставления о более престижных или лучше оплачиваемых профессиях, не пробудят у подростков жажду к обучению», - отмечает автор. Соответственно, успешной карьеры в неинтересной человеку отрасли ожидать не следует.
Второй важный вопрос - развитие у школьников настойчивости, привычки не сдаваться ни при каких обстоятельствах.
В каждой карьере есть жесткие и мягкие навыки, необходимые для достижения успеха. Овладение этими навыками потребует от подростков «мышления в действии». Такую концепцию впервые сформулировала стэнфордский исследователь Кэрол Дуэк.
По мнению исследовательницы, каждый человек, сталкиваясь со сложной задачей, может воспринимать ее как экзамен или как возможность для развития.
«Молодые люди с «мышлением в действии» хотят научиться на каждом опыте, поэтому упорно работают над более сложными задачами, даже когда те у них не получаются», - объясняет Щепетильникова.
Учителям и родителям также следует уделить внимание развитию у старшеклассников веры в себя.
В качестве примера автор приводит опыт одной из школ Чикаго - там вместо двоек начали выставлять оценку «пока что «нет», поскольку она предполагает для ученика возможность развиваться и овладеть материал в будущем.
Дуэк рекомендует больше побуждать школьников к работе над собой, вместо того чтобы хвалить «врожденный талант». Вселить веру в себя каждому старшекласснику можно уже сегодня, объяснив, что любая цель достижима, если есть желание и настойчивость идти к ней через все препятствия.
Американский психолог Анжела Дакворт в своих исследованиях доказывает: успех в учебе и карьере зависит от настойчивости, а не определяется уровнем IQ или врожденным талантом.
Между тем украинские старшеклассники часто становятся заложниками очень распространенной веры во врожденный талант, которая ограничивает выбор профессии. С этой точки зрения, поступление на обучение по принципу «какой предмет легче дается» в чем-то даже логично, но успех не обеспечивает.
«Успех в обучении и карьере достигается путем концентрации усилий на долгосрочных целях. Выражение «талантливый человек талантлив во всем» ученые могли бы дополнить словами «после 10 тысяч часов практики». Ведь образовательные и профессиональные результаты достигаются не в течение одного дня, недели или даже года. Они требуют упорства», - отмечает автор.
По мнению Дакворт, талант отвлекает. Ее исследования успешности школьников в математике доказывают, что лучших результатов достигают более упорные ученики, а не те, кому легче дается математика.
«Можно соглашаться или нет с советами психологов-исследователей, но они заставляют задуматься. И еще раз подчеркивают: методы работы с подростками должны быть современными, ведь мир меняется стремительно. Карьерное консультирование в действительности должно стать делом государственной важности», - пишет Щепетильникова.
Только представьте себе, в каком обществе мы бы жили, если бы каждый получал удовольствие от выполняемой работы и достигал успеха, добавляет она.
Подробнее о том, как помочь подросткам определиться с будущей профессией, и чем отличаются подходы к этому вопросу в Украине и мире, читайте в статье Елизаветы Щепетильниковой «Между советами и мечтами».