Кабмин принял решение о реорганизации ГФСУ в два отдельных центральных органа власти - Государственную налоговую и Государственную таможенную службы. Никаких целей повторного разделения служб пока нет. То есть был озвучен набор стандартных клише о "повышении сервисности", "прозрачности", "качественном администрировании" и "лучших практиках", но конкретных задач, которые будут решены благодаря "разводу" ведомств, никто не упоминает.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Юлия Самаева. И это, по ее мнению, главная угроза, - в стране полу- и недотрансформаций выдать реорганизацию за реформу очень просто.
"Таможня за предыдущие годы "реформ" потеряла материально-техническую базу, кадровый потенциал, вертикаль управления, даже заместителя, курирующего таможенное направление, среди многочисленных исполняющих обязанности исполняющих обязанности во главе ГФСУ часто просто не было. Институционально таможенная служба сейчас настолько слаба, что удивительно, как она вообще умудряется выполнять какие-либо функции. О том, что таможня, кроме прочего, ответственна за безопасность страны, даже думать не будем. И этот "развод" - шанс для восстановления таможни, которую практически уничтожило предыдущее слияние. Что останется таможне после развода? Департамент рисков сейчас один на два ведомства и сосредоточен на "налоговых" рисках. Таможенный аудит уничтожен, а большинство толковых специалистов давно переквалифицировались в таможенных брокеров и не захотят отказываться от своих рыночных зарплат, чтобы вернутся на госслужбу. "Бэкофис" придется формировать заново, - отмечает обозреватель. - Разделить ГФСУ постановлением правительства получилось. Но если Кабмин намерен пойти дальше и возродить таможню, потребуются решения, которые должен принимать парламент (а там желающих "контролировать" таможенные потоки - через одного). И деньги, конечно, которые еще предстоит поделить с налоговой и желательно не поровну, потому что тогда таможню не реанимировать. Воссоздание одного только административного центра таможни - уже вызов, нужны кадры и привлекательные зарплаты, чтобы гарантировать квалификацию этих кадров. Необходимо материально-техническое и транспортное обеспечение, о котором годами не вспоминали, нужны автоматизация и информатизация процессов, которые тоже не дешевы".
Автор подчеркивает, что при отсутствии реальных изменений таможенное направление будет загублено окончательно. За годы в "приймах" таможня, к сожалению, утратила ресурсы для самостоятельной качественной работы, и в данный момент организовать там ручное перенаправление потоков гораздо проще, чем вернуть ведомство к нормальной работе.
Подробнее о "реформе" ГФСУ читайте в статье Юлии Самаевой "Очередной развод" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".