Названы имена девяти военнослужащих нижних звеньев Корпуса стражей Исламской революции (IRGC) и Иранской Армии, которые могут быть причастны к сбитию в 2020 году самолета МАУ Boeing-737 рейса PS752, следовавшего по маршруту Тегеран-Киев. Лиц, вероятно принимавших непосредственное участие в этом преступлении, назвал бывший прокурор АР Крым и Севастополя и экс-замгенпрокурора Украины Гюндуз Мамедов.
"Украинское следствие должно проверить причастность к преступлению всех лиц и детально проанализировать отчет Ассоциации членов семей погибших, опубликованном в ноябре 2021 года. В этом отчете приводятся важные аргументы по квалификации преступления, а также опровержение информации, предоставленной Иранской стороной в ходе досудебного расследования. В частности, необходимо проверить на причастность к совершению преступления военнослужащих нижних звеньев Корпуса стражей Исламской революции и Иранской Армии", - отметил Мамедов.
В частности, экс-замгенпрокурора назвал имена следующих военных:
- капитан Мехди Хосрави (Mehdi Khosravi, командир ТОР М-1);
- первый лейтенант Мейсам Хейроллахи (Meysam Kheirollahi, оператор);
- третий лейтенант Саед Ахмад Мири (Seyed Ahmad Miri, оператор);
- первый лейтенант Магаммад Маджид Эслам Доост (Mohammad Majid Eslam Doost);
- капитан Саджад Мохаммади (Sajjad Mohammadi);
- майор Хамед Мабхут (Hamed Mabhout);
- второй бригадный генерал Ибрагим Сафаи Киа (Ibrahim Safaei Kia),
- бригадный генерал Али Акбар Сейдун (Ali Akbar Seydoun);
- полковник Мостафа Фарати (Mostafa Farati).
По словам Мамедова, на сегодняшний день указанным лицам инкриминируется только служебная халатность, неосторожность и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
"Версия иранской стороны относительно путаницы авиалайнера с ракетой маловероятна. Ведь военный с опытом достоверно знает, какие именно факторы необходимо учитывать при выделении тех или иных объектов (скорость, размер, высота, траектория движения и др.). Есть другие факторы, которые дают возможность квалифицировать атаку на украинский самолет не как банальную ошибку, а как военное преступление", - подчеркнул экс-заместитель генпрокурора Украины.
Он напомнил, что данные иранского следствия были засекречены, несмотря на то, что украинская сторона предлагала проведение совместных экспертиз на территории Ирана с участием украинских экспертов.
"Но эти предложения были проигнорированы компетентными органами Ирана. Теперь Украине следует занять решительную позицию и продолжать расследование, проверить все версии и собрать надлежащие доказательства", – отметил Гюндуз Мамедов.
Напомним, Boeing 737 "Международных авиалиний Украины", летевший из Тегерана в Киев, потерпел крушение почти сразу после взлета утром 8 января 2020 года. Самолет был сбит двумя ракетами класса "земля – воздух" ЗРК "Тор-М1" российского производства. В авиакатастрофе погибли 176 человек, в том числе 11 граждан Украины – два пассажира и девять членов экипажа.
Иран долго отрицал причастность IRGC к катастрофе и продолжает скрывать информацию до сих пор. В Тегеране ограничились сообщением о "привлечении к ответственности" десяти человек, но кто они – неизвестно.
Правозащитники Human Right Watch сообщили: Иран угрожает членам семей погибших в авиакатастрофе, пытаясь отвести обвинения от Корпуса стражей Исламской Революции, сбивших гражданский лайнер ракетой.
Киев стремится привлечь к ответственности виновных в трагедии и добиться от Тегерана достойной компенсации родственникам погибших. Иран же, не проявляя готовности проводить объективное расследование, хочет поскорее сдать дело в архив. Подробнее о том, почему переговоры с иранцами – это забег на "длинную дистанцию", читайте в статье Владимира Кравченко "Не в деньгах правда" на ZN.UA.