Иран отказался от своих намерений передать бортовые самописцы (так называемые "черные ящики" - ред.) сбитого самолета "Международных авиалиний Украины", пишут Mehr News со ссылкой на министра дорог и развития Ирана Мохаммада Эслами.
"Черные ящики" сбитого украинского самолета – неотъемлемая часть расследования инцидента и, поскольку авиакатастрофа произошла на территории Ирана, в соответствии с дополнением 13 Международной организации гражданской авиации (ICAO), Организация гражданской авиации Ирана ответственна за расследование", - заявил он.
По словам министра, если у Тегерана возникнут проблемы с расшифровкой данных самописцев, один из которых поврежден, он обратится за помощью к другим государствам.
Напомним, Офис генерального прокурора Украины направил уже два запроса в Тегеран с требованием передать "черные ящики" Украине. Секретарь СНБО Алексей Данилов заявлял о том, что переговоры о передаче самописцев продолжаются, а министр иностранных дел Вадим Пристайко – что Иран предварительно согласился на передачу.
Однако 19 января председатель иранской Организации гражданской авиации Хасан Резаифар сообщил, что Иран приступил к расшифровке бортовых самописцев. По его словам, Тегеран не принимал решение об отправке "черных ящиков" в Украину или Францию, но не исключил такой возможности.
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо потребовал, чтобы самописцы передали Франции, так как у Ирана нет технической базы для полноценного анализа поврежденных "черных ящиков".
21 января президент Владимир Зеленский встретился с министром Эслами, прибывшим в Украину в качестве спецпредставителя Ирана в расследовании причин авиакатастрофы. По итогам встречи Зеленский разрешил иранцам оценить техвозможности Украины для расшифровки "черных ящиков". Представители Тегерана должны прибыть в Киев в ближайшие дни.
Напомним, 8 января в Иране потерпел крушение самолет "Международных авиалиний Украины", летевший из Тегерана в Киев. В авиакатастрофе погибли 11 граждан Украины – двое пассажиров и девять членов экипажа. Кроме украинцев на борту самолета находились граждане Ирана, Канады, Германии, Великобритании, Швеции и Афганистана: всего 176 человек.
Иран сперва отрицал свою причастность к катастрофе, сразу же заявив о технической неисправности самолета 2016 года выпуска, которые прошел обследование за день до вылета.
Однако 11 января командующий аэрокосмическими силами Корпуса стражей Исламской революции Амир Али Хаджизаде взял на себя всю ответственность за катастрофу. Согласно официальной версии, гражданский борт сбили по ошибке.
О том, что Boeing был атакован ПВО Ирана, заявляли лидеры США, Великобритании, Канады и НАТО. В Тегеране эту версию отвергали, обвиняя Соединенные Штаты в "психологической войне".
Власти Украины на заявления западных партнеров реагировали сдержанно, и президент Владимир Зеленский призывал дождаться завершения расследования и воздерживаться от спекуляций. Но после признания Тегерана секретарь СНБО Алексей Данилов заявил о том, что истинная причина авиакатастрофы была известна ему еще 8 января. Тем не менее, ранее в СНБО утверждали, что рассматривают семь версий.
Подробнее о катастрофе читайте в материале Сергея Немырыча "Високосный ужас 2020" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".