UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперты объяснили, как РФ использует «серые зоны» онлайн-пространства Украины для усиления своей пропагандистской машины

Захватывая украинские города и поселки, оккупанты создают для местных жителей не только физическую, но и информационную блокаду.

Эксплуатируя демократические институты в рамках акта государственного терроризма, Россия использует все доступные информационные каналы для завершения своего спектакля. Если раньше, пока деятельность российских социальных сетей и СМИ в Украине не была ограничена, у России был прямой доступ к украинскому информационному пространству, то теперь агрессор использует «серые зоны» онлайн-пространства для усиления своей пропагандистской машины. Об этом рассказывают аналитики сети ОПОРА в материале «Как Россия пыталась легитимизировать псевдореферендумы через Telegram».

По словам экспертов, за последние годы войны РФ против Украины почти в каждом отчете компании Meta, владеющей социальными сетями Facebook и Instagram, можно увидеть сообщения о блокировании координированных сетей влияния, которые администрируются из России и направлены на украинскую аудиторию.

СБУ также уже неоднократно доказывала факт использования агрессором мессенджера Telegram для дестабилизации ситуации в Украине. Еще до эскалации российско-украинской войны в феврале 2022 года, согласно заявлениям МВД, Telegram был единственной платформой, отказавшейся сотрудничать с украинскими правоохранителями.

Захватывая украинские города и поселки, оккупанты создают для местных жителей не только физическую, но и информационную блокаду. В частности, на примере агитации за псевдореферендумы на временно оккупированных территориях можно увидеть, как россияне пытаются запугивать, обманывать и создавать иллюзию «благополучного и счастливого будущего в российской семье».

«К сожалению, в то время как западные страны блокируют российские пропагандистские медиа, а другие соцсети удаляют контент с дезинформацией по поводу российско-украинской войны, Telegram не проявляет энтузиазма в сотрудничестве с украинским государством для усиления информационной безопасности страны в состоянии войны. Единственное, что был готов предложить Telegram — довольно максималистское решение заблокировать все каналы в Украине и России, так или иначе освещающие российско-украинскую войну», - заявили в сети ОПОРА.

По словам аналитиков, среди возможных инструментов воздействия на модерационную политику мессенджера доступны только требования магазинов приложений App Store и GooglePlay, которые в любой момент могут закрыть доступ к скачиванию приложения за нарушение их политик и наложение санкций на владельцев продуктов, чье приложение представлено на платформе (как, например, произошло с ВКонтакте).

«Впрочем, успешные практики признания законодательства государств, на территории которых приложение имеет влияние, все же есть: так, Германия добилась сотрудничества компании с немецкими правоохранителями. Так что, хотя в украинском контексте Telegram остается неконтролируемой плоскостью, у Украины все же есть примеры позитивных практик налаживания такого сотрудничества», - заявили эксперты.

Читайте также: Путин стал жертвой собственной пропаганды, сегодня она руководит его политикой — военный эксперт

Ранее аналитики объяснили, как пробел в политике Telegram сыграл в пользу России в проведении псевдореферендумов. Одним из самых эффективных способов пропаганды в социальных сетях является создание централизованных сетей страниц, групп, персональных аккаунтов, работающих на продвижение определенных идей или сообщений. Большинство популярных социальных медиа типа Facebook, Instagram или Twitter уже давно имеют собственные политики и инструменты для отслеживания и удаления таких сетей.

В то же время у Telegram — наиболее популярного мессенджера и основного источника новостей в Украине — нет ни четкой политики противодействия координированному поведению, ни удобного интерфейса для его отслеживания, ни возможности для жалоб на него.